ЗАКОН
ГОРОДА СЕВАСТОПОЛЯ от 26.06.2015 №159-ЗС
Об Уполномоченном по правам человека в городе Севастополе

Принят Законодательным Собранием
города Севастополя 24 июня 2015 года

Настоящий Закон учреждает должность Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе (далее – Уполномоченный), определяет порядок его назначения и освобождения от должности, статус, компетенцию, организационные формы, условия и гарантии его деятельности.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Уполномоченный по правам человека в городе Севастополе
1. Должность Уполномоченного учреждается в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года № 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации», Федеральным законом от 6 октября 1999 года № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и настоящим Законом в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод человека и гражданина, их признания и соблюдения органами государственной власти и иными государственными органами города Севастополя (далее – органы государственной власти), органами местного самоуправления внутригородских муниципальных образований в городе Севастополе (далее - органы местного самоуправления), их должностными лицами, государственными гражданскими служащими города Севастополя (далее -государственные служащие) и муниципальными служащими внутригородских муниципальных образований в городе Севастополя (далее - муниципальные служащие), иными организациями города Севастополя, независимо от форм собственности (подчинения).
2. Должность Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе является государственной должностью города Севастополя.
3. Уполномоченный при осуществлении своих полномочий независим и неподотчетен каким-либо органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам, а также лицам, замещающим государственные должности города Севастополя.
4. В своей деятельности Уполномоченный руководствуется Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, Уставом города Севастополя и иными законами города Севастополя.
5. Деятельность Уполномоченного дополняет существующие формы и средства защиты прав и свобод человека и гражданина, не отменяет и не влечет пересмотра компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, обеспечивающих защиту и восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина.
6. Введение режима чрезвычайного или военного положения на территории города Севастополя не прекращает и не приостанавливает деятельности Уполномоченного и не влечет ограничения его компетенции.

Статья 2. Основные задачи Уполномоченного
Основными задачами Уполномоченного являются:
1) восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
2) подготовка и внесение предложений по совершенствованию нормативных правовых актов города Севастополя, затрагивающих права и свободы человека и гражданина, приведение их в соответствие с Конституцией Российской Федерации и общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральным законодательством;
3) обеспечение условий и гарантий соблюдения прав и свобод человека на территории города Севастополя;
4) осуществление правового просвещения по вопросам прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их защиты на территории города Севастополя;
5) участие в межрегиональном и международном сотрудничестве в области обеспечения и защиты прав человека и содействие его развитию;
6) информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, иными организациями города Севастополя, независимо от форм собственности (подчинения);
7) координация деятельности органов государственной власти, их должностных лиц в области обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории города Севастополя.

Статья 3. Основные принципы деятельности Уполномоченного
1. Деятельность Уполномоченного осуществляется на основе принципов независимости, справедливости, инициативности, ответственности, гуманности, открытости, объективности и доступности, а также взаимодействия, координации и сотрудничества с органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, ответственными за обеспечение и защиту прав и свобод человека и гражданина на территории города Севастополя.
2. Уполномоченный осуществляет сотрудничество с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации, некоммерческими организациями и общественными (в том числе правозащитными) объединениями.
3. Уполномоченный не вправе разглашать сведения о частной жизни заявителей и других лиц, ставшие ему известными в связи с защитой прав и свобод человека и гражданина, без их письменного согласия.

Глава 2. Полномочия и гарантии деятельности Уполномоченного

Статья 4. Полномочия Уполномоченного
1. Уполномоченный действует в пределах полномочий, установленных Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами международного права и международными договорами Российской Федерации, конституционными федеральными законами, федеральными законами, Уставом города Севастополя, настоящим Законом, законами города Севастополя по вопросам, затрагивающим права и свободы человека и гражданина и не вправе принимать решения, отнесенные к компетенции органов государственной власти и органов местного самоуправления, организаций города Севастополя, полномочиям их должностных лиц.
2. В целях выполнения основных задач, предусмотренных настоящим Законом, Уполномоченный имеет право:
1) принимать участие в разработке и принятии программ по защите прав и свобод человека и гражданина на территории города Севастополя;
2) проводить исследования состояния работы по соблюдению прав и свобод человека и гражданина, осуществлять сбор, изучение и анализ информации по вопросам защиты основных прав и свобод человека и гражданина;
3) рассматривать направленные непосредственно Уполномоченному жалобы граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства;
4) беспрепятственно посещать органы государственной власти, органы местного самоуправления, предприятия, учреждения, организации, расположенные на территории города Севастополя, независимо от форм собственности (подчинения);
5) запрашивать и получать от органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, находящихся на территории города Севастополя, независимо от форм собственности (подчинения), и их должностных лиц сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалобы. Получать устные и письменные пояснения должностных лиц по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
6) проводить самостоятельно или совместно с соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления проверку деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и их должностных лиц по фактам массового и/или грубого нарушения прав и свобод человека и гражданина;
7) обращаться к соответствующим органам государственной власти, органам местного самоуправления, их должностным лицам с ходатайством о проведении проверки обстоятельств, подлежащих выяснению;
8) поручать соответствующим органам государственной власти или специалистам проведение экспертных исследований и подготовку заключений по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалобы;
9) безотлагательно быть принятым по вопросам своей деятельности руководителями и другими должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, учреждений и организаций, расположенных на территории города Севастополя, независимо от форм собственности (подчинения);
10) участвовать в подготовке проектов нормативных правовых актов органов государственной власти по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина, а также по предложению соответствующих органов государственной власти, органов местного самоуправления проводить экспертизу проектов нормативных правовых актов по вопросам защиты прав и свобод человека и гражданина;
11) осуществлять прием граждан по вопросам, относящимся к его компетенции;
12) рассматривать жалобы на решения или действия (бездействие) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц, организаций города Севастополя, государственных и муниципальных служащих, нарушающие права и свободы человека и гражданина, а также иные обращения, касающиеся нарушения прав и свобод человека и гражданина;
13) разъяснять гражданам, иностранным гражданам, лицам без гражданства формы и способы защиты своих прав;
14) принимать участие лично либо через своего представителя, в установленных законом случаях и формах, в судебных процессах в целях защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина;
15) направлять в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций города Севастополя, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина, свое заключение, содержащее рекомендации относительно возможных и необходимых мер по восстановлению указанных прав и свобод и предотвращению подобных нарушений;
16) информировать правоохранительные органы и их должностных лиц о фактах нарушения прав и свобод человека и гражданина;
17) вносить в органы государственной власти, органы местного самоуправления предложения о совершенствовании механизма обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина;
18) обращаться в суд с заявлением о защите нарушенных прав, свобод и законных интересов граждан, иностранных граждан, лиц без гражданства;
19) вправе лично (направить своего представителя) присутствовать на заседаниях Законодательного Собрания города Севастополя, его комиссий (совещательных или иных консультативных органов), Правительства Севастополя (совещательных или иных консультативных органов) и иных органов исполнительной власти города Севастополя, Общественной палаты города Севастополя, а также органов местного самоуправления в случаях рассмотрения ими вопросов в области защиты прав и свобод человека и гражданина;
20) осуществлять сбор, изучение и анализ информации, содержащейся в материалах, получаемых от органов государственной власти, органов местного самоуправления, по вопросам обеспечения и защиты прав и свобод человека и гражданина, а также в обращениях граждан, общественных и иных некоммерческих организаций и в сообщениях средств массовой информации по указанным вопросам;
21) вносить на рассмотрение Законодательного Собрания города Севастополя, его комиссий, Губернатора города Севастополя, Правительства Севастополя и иных органов исполнительной власти города Севастополя, Общественной палаты города Севастополя вопросы о нарушении прав и свобод человека и гражданина, а также представлять заключения и предложения по указанным вопросам;
22) направлять в органы государственной власти, органы местного самоуправления заключение о привлечении к ответственности должностных лиц, государственных и муниципальных служащих, в решениях или действиях (бездействии) которых он усматривает нарушение прав и свобод человека и гражданина;
23) направлять доклады о своей деятельности, о соблюдении и защите прав, свобод человека и гражданина в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя, Правительству Севастополя, председателю Севастопольского городского суда, прокурору города Севастополя, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации;
24) публиковать ежегодный доклад в официальном издании Законодательного Собрания города Севастополя;
25) направлять специальные доклады по отдельным вопросам соблюдения прав и свобод человека и гражданина в Законодательное Собрание города Севастополя и Губернатору города Севастополя;
26) размещать доклады и иные материалы на официальном сайте Уполномоченного в информационно-коммуникационной сети "Интернет";
27) издавать печатные сборники, содержащие информацию о правах и свободах человека и гражданина;
28) вносить предложения в органы государственной власти по совершенствованию государственных образовательных стандартов и учебных программ общего и профессионального образования в государственных образовательных учреждениях города Севастополя;
29) осуществлять иные полномочия, предусмотренные общепризнанными принципами и нормами международного права, федеральным законодательством, Уставом города Севастополя, настоящим Законом и иными законами города Севастополя.

Статья 5. Порядок подачи жалобы Уполномоченному, рассмотрение жалобы Уполномоченным
1. Жалоба Уполномоченному может быть подана гражданином, в том числе иностранным гражданином, лицом без гражданства (далее - заявитель), находящимся на территории города Севастополя, полагающим, что решениями или действиями (бездействием) органов государственной власти и органов местного самоуправления, их должностных лиц; лиц, занимающих государственные должности города Севастополя; должностных лиц организаций города; государственных и муниципальных служащих были нарушены его права и свободы.
2. Жалоба Уполномоченному должна быть подана не позднее истечения одного года со дня предполагаемого нарушения прав и свобод человека и гражданина или с того дня, когда заявителю стало известно об их нарушении. Уполномоченный вправе принять к рассмотрению жалобу, поступившую позднее указанного срока, если сочтет причину его пропуска уважительной.
3. Жалоба должна содержать фамилию, имя, отчество и адрес заявителя, контактный телефон, адрес электронной почты (при их наличии), изложение существа решений или действий (бездействия), нарушивших или нарушающих, по мнению заявителя, его права и свободы. В случае, если данные решения или действия (бездействия) обжаловались в судебном или административном порядке, копии соответствующих решений должны быть приложены к жалобе.
4. Жалоба может быть подана заявителем лично, через его законного представителя или уполномоченного представителя.
5. Подача жалобы Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии аналогичной жалобы к рассмотрению Уполномоченным по правам человека города Севастополя.
6. При поступлении жалобы Уполномоченный вправе:
1) принять жалобу к рассмотрению;
2) передать жалобу в органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, в организации города Севастополя, к компетенции которых относится разрешение жалобы по существу;
3) отказать в принятии жалобы к рассмотрению, при необходимости разъяснив заявителю средства, которые тот вправе использовать для защиты своих прав и свобод;
4) возвратить жалобу заявителю в случаях, предусмотренных Федеральным законом от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации».
7. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению должен быть мотивирован. Отказ в принятии жалобы к рассмотрению обжалованию не подлежит.
8. Уполномоченный не может передавать жалобу или поручать проверку по ней органам государственной власти и органам местного самоуправления, их должностным лицам, организациям города Севастополя, решения или действия (бездействие) которых обжалуются.
9. О принятом в соответствии с настоящей статьей решении, Уполномоченный обязан известить заявителя в течение десяти рабочих дней со дня регистрации жалобы в аппарате или приемной Уполномоченного.
10. В случае принятия жалобы к рассмотрению Уполномоченный информирует орган государственной власти, орган местного самоуправления или должностное лицо, решения или действия (бездействие) которых обжалуются. При рассмотрении жалобы Уполномоченный обязан предоставить органу государственной власти, органу местного самоуправления или должностному лицу, чьи решения или действия (бездействие) обжалуются, возможность дать свои объяснения по любым вопросам, подлежащим выяснению в процессе проверки, а также мотивировать свою позицию в целом.
11. О результатах рассмотрения жалобы Уполномоченный обязан известить заявителя.
12. При рассмотрении иных обращений, касающихся нарушений прав и свобод человека и гражданина, Уполномоченный руководствуется требованиями федерального законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан.
13. По результатам рассмотрения жалобы Уполномоченный вправе:
1) обратиться в суд с заявлением в защиту прав и свобод, нарушенных решениями или действиями (бездействием) государственного органа, органа местного самоуправления или должностного лица;
2) обратиться в компетентные государственные органы с ходатайством о возбуждении дисциплинарного или административного производства либо уголовного дела в отношении должностного лица, в решениях или действиях (бездействии) которого усматриваются нарушения прав и свобод человека и гражданина;
3) обратиться в суд или прокуратуру с ходатайством о проверке вступившего в законную силу решения, приговора суда, определения или постановления суда либо постановления судьи;
4) изложить свои доводы должностному лицу, которое вправе вносить протесты, а также присутствовать при судебном рассмотрении дела в порядке надзора;
5) в случае нарушения прав и свобод человека и гражданина федеральными государственными органами или организациями, учрежденными федеральными органами государственной власти, Уполномоченный вправе обратиться к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации и (или) в федеральные органы государственной власти, к компетенции которых относится рассмотрение данных вопросов.
14. При рассмотрении жалоб на решения или действия (бездействие) территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, а также организаций федерального подчинения Уполномоченный вправе:
1) беспрепятственно посещать указанные территориальные органы и организации;
2) запрашивать и получать от них сведения, документы и материалы, необходимые для рассмотрения жалоб;
3) получать объяснения должностных лиц и государственных служащих указанных территориальных органов, организаций по вопросам, подлежащим выяснению в ходе рассмотрения жалоб;
4) проводить самостоятельно или совместно с компетентными государственными органами, должностными лицами и государственными служащими проверку деятельности указанных территориальных органов и организаций и их должностных лиц.
15. Жалобы, адресованные Уполномоченному лицами, находящимися в местах принудительного содержания, не подлежат цензуре и в течение 24 часов администрациями мест принудительного содержания направляются Уполномоченному.

Статья 6. Гарантии деятельности Уполномоченного и оказание содействия в исполнении его решений
1. Истечение срока полномочий Законодательного Собрания города Севастополя и (или) его роспуск не влечет прекращения полномочий Уполномоченного.
2. Уполномоченный имеет право:
1) требовать от государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц города Севастополя рассмотрения в тридцатидневный срок с момента получения и предоставления письменного ответа о результатах такого рассмотрения и принятых мерах на заключение, которое получено от Уполномоченного. В случае, если рекомендации не выполнены, в ответе должно содержаться обоснование причин их невыполнения;
2) безотлагательно быть принятым по вопросам своей деятельности должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций города Севастополя, а также, в соответствии с федеральным законодательством, правоохранительных органов на территории города Севастополя и мест принудительного содержания;
3) по предъявлении удостоверения беспрепятственно посещать по вопросам своей деятельности органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации города Севастополя, а также, в соответствии с федеральным законодательством, правоохранительные органы на территории города Севастополя и места принудительного содержания;
4) безвозмездно обеспечиваться документами, принятыми органами государственной власти, органами местного самоуправления, другими информационными и справочными материалами, официально распространяемыми Законодательным Собранием города Севастополя и Правительством Севастополя.
5) на предоставление, в соответствии с федеральным законодательством, информации, составляющую государственную, коммерческую либо иную охраняемую законом тайну;
6) опубликовать принятое им заключение в периодическом печатном издании, одним из учредителей (соучредителей) которого являются органы государственной власти, органы местного самоуправления, государственные предприятия, учреждения и организации на территории города Севастополя либо которое финансируется полностью или частично за счет средств бюджета города Севастополя;
7) при наличии информации о массовых или грубых нарушениях прав и свобод граждан либо в случаях, имеющих особое общественное значение или связанных с необходимостью защиты интересов лиц, не способных самостоятельно использовать правовые средства защиты, принять по собственной инициативе соответствующие меры в пределах своих полномочий;
3. Вмешательство в деятельность Уполномоченного, в том числе воспрепятствование в любой форме его деятельности, неисполнение должностными лицами органов государственной власти, органов местного самоуправления, руководителями организаций города Севастополя обязанностей, установленных настоящим Законом, не допускаются и влекут ответственность, установленную федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.
4. Уполномоченному предоставляются гарантии, предусмотренные для лиц, замещающих государственные должности города Севастополя, в соответствии с Законом города Севастополя от 3 июня 2014 года № 15-ЗС «О государственных должностях города Севастополя».

Статья 7. Рассмотрение обращений Уполномоченного
1. Должностные лица органов государственной власти и органов местного самоуправления, руководители организаций города Севастополя обязаны в пятнадцатидневный срок на безвозмездной основе предоставлять сведения, материалы и документы по запросам Уполномоченного, необходимые для осуществления его полномочий.
2. Заключения и рекомендации Уполномоченного направляются в соответствующие органы государственной власти и органы местного самоуправления, их должностным лицам, руководителям организаций города Севастополя, в компетенцию которых входит решение вопросов защиты и восстановления нарушенных прав и свобод человека и гражданина. В случае необходимости заключения и рекомендации Уполномоченного направляются им в соответствующие федеральные органы.
3. Уполномоченный имеет право непосредственно (направить своего представителя) принимать участие в рассмотрении и обсуждении поставленных им в заключении вопросов. О времени и месте проведения заседания по рассмотрению заключения Уполномоченный должен быть извещен не позднее, чем за пять дней до даты рассмотрения.

Статья 8. Доклад Уполномоченного
1. Не позднее чем в течение трех месяцев после окончания календарного года Уполномоченный представляет в Законодательное Собрание города Севастополя, Губернатору города Севастополя, прокурору города Севастополя, председателю Севастопольского городского суда ежегодный доклад о соблюдении прав и свобод человека и гражданина на территории города Севастополя за истекший год.
2. В ежегодном докладе Уполномоченного должны содержаться общие оценки, выводы и рекомендации, относящиеся к обеспечению прав и свобод человека и гражданина в городе Севастополе, должны быть указаны органы государственной власти, органы местного самоуправления и их должностные лица, систематически нарушающие права и свободы человека и гражданина и уклоняющиеся от принятия мер по их восстановлению и защите.
3. Уполномоченный имеет преимущественное право выступать по вопросам своей деятельности в средствах массовой информации города Севастополя, учредителями (соучредителями) которого являются органы государственной власти, органы местного самоуправления. Материалы, представляемые Уполномоченным, подлежат обязательному опубликованию или распространению через средства массовой информации в срок, согласованный с Уполномоченным, но не позднее десяти дней после их поступления.
4. Редактирование предоставленных материалов без согласия Уполномоченного не допускается.

Глава 3. Порядок назначения на должность и освобождения от должности Уполномоченного

Статья 9. Требования к кандидату на должность Уполномоченного
На должность Уполномоченного назначается лицо, являющееся гражданином Российской Федерации, достигшее тридцатипятилетнего возраста, имеющее высшее образование, обладающее безупречной репутацией и общественным авторитетом, познаниями в области прав и свобод человека и гражданина, опытом их защиты.

Статья 10. Порядок внесения кандидатур на должность Уполномоченного
1. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного могут вноситься в Законодательное Собрание города Севастополя Губернатором города Севастополя, депутатами Законодательного Собрания города Севастополя, Общественной палатой города Севастополя, членами Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от города Севастополя, представительными органами местного самоуправления города Севастополя, правозащитными организациями города Севастополя.
2. Предложения о кандидатах на должность Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание города Севастополя в письменном виде в следующие сроки:
1) в течение тридцати дней до окончания срока полномочий предыдущего Уполномоченного;
2) в течение тридцати дней с момента досрочного освобождения от должности Уполномоченного.
3. К предложению о кандидатах на должность Уполномоченного, прилагаются следующие документы:
1) письменное заявление кандидата на должность Уполномоченного о согласии на внесение его кандидатуры на рассмотрение в Законодательное Собрание города Севастополя для назначения на должность Уполномоченного, в котором указываются: фамилия, имя, отчество, дата рождения, образование, основное место работы или службы и занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий), адрес постоянного места жительства, номер контактного телефона;
2) копия документа, удостоверяющего личность кандидата как гражданина Российской Федерации;
3) анкета, содержащая биографические сведения о кандидате, по форме, установленной для кандидатов на должности государственной гражданской службы города Севастополя;
4) автобиография кандидата;
5) копия трудовой книжки кандидата или документа, подтверждающего прохождение им военной, иной службы или вида профессиональной деятельности;
6) документы и иные материалы, подтверждающие наличие опыта кандидата в деятельности связанной с защитой прав граждан (при наличии такового опыта);
7) копия документа о высшем образовании кандидата;
8) копия справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера кандидата, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера его супруги (супруга) и несовершеннолетних детей за предшествующий налоговый период по утвержденным формам;
9) копии документов кандидата, которые выданы государственными органами и подтверждают квалификацию кандидата и свидетельствуют о его профессиональном уровне;
10) письменное согласие кандидата на проверку его персональных данных.

Статья 11. Назначение на должность Уполномоченного
1. Законодательное Собрание города Севастополя утверждает список кандидатур (кандидатуру) для назначения на должность Уполномоченного большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания города Севастополя.
2. До рассмотрения кандидатуры на должность Уполномоченного, Законодательное Собрание города Севастополя направляет Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации ходатайство о согласовании кандидатуры (кандидатур) на должность Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе.
3. Кандидат (кандидаты) для назначения на должность Уполномоченного, по которому получено согласование Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации, выступает перед Законодательным Собранием города Севастополя с основными положениями программы предстоящей деятельности.
4. Уполномоченный назначается на должность большинством голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания города Севастополя тайным голосованием.
5. Если ни один из кандидатов (кандидат) на должность Уполномоченного не получил достаточного количества голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания города Севастополя, то проводится повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. Если в голосовании принимал участие один кандидат, который не набрал необходимого количества голосов, проводится новое выдвижение кандидатов для назначения на должность Уполномоченного, в порядке, предусмотренном настоящим Законом для выдвижения кандидатов на должность Уполномоченного.
6. При повторном голосовании на должность Уполномоченного назначается кандидат, получивший более половины голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания города Севастополя.
7. Если при повторном голосовании ни один из кандидатов на должность Уполномоченного не набрал более половины голосов от установленного числа депутатов Законодательного Собрания города Севастополя, проводится новое выдвижение кандидатов для назначения на должность Уполномоченного в порядке, предусмотренном настоящим Законом для выдвижения кандидатов на должность Уполномоченного.
8. По итогам тайного голосования Законодательным Собранием города Севастополя, принимается постановление о назначении кандидата на должность Уполномоченного либо об отклонении всех представленных кандидатур (кандидатуры).
9. Постановление Законодательного Собрания города Севастополя о назначении Уполномоченного подлежит официальному опубликованию в официальном печатном органе Законодательного Собрания города Севастополя. Одновременно с постановлением Законодательного Собрания города Севастополя публикуются биографические сведения о лице, назначенном Уполномоченным.

Статья 12. Срок полномочий Уполномоченного
1. Уполномоченный назначается на должность сроком на пять лет. Срок полномочий Уполномоченного исчисляется с момента принесения присяги.
2. Одно и то же лицо не может быть назначено на должность Уполномоченного более чем на два срока подряд.

Статья 13. Вступление в должность Уполномоченного
1. Уполномоченный вступает в должность с момента принесения им присяги следующего содержания:
«Клянусь защищать права и свободы человека и гражданина всеми средствами, предоставленными мне законом, честно и добросовестно исполнять возложенные на меня обязанности, быть беспристрастным, руководствоваться только законом и голосом совести».
2. Присяга приносится на заседании Законодательного Собрания города Севастополя, на котором принято постановление о назначении Уполномоченного.

Статья 14. Ограничения, связанные со статусом Уполномоченного
1. Уполномоченный не может заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.
2. Уполномоченный не вправе заниматься политической деятельностью, обязан на период исполнения полномочий приостановить свое членство в политической партии или ином общественном объединении, преследующем политические цели.
3. Уполномоченный обязан прекратить деятельность (подать заявление о прекращении), не совместимую с его статусом, не позднее четырнадцати рабочих дней со дня вступления в должность. В случае, если в течение указанного срока Уполномоченный не выполнит установленных требований, его полномочия прекращаются и Законодательное Собрание города Севастополя назначает нового Уполномоченного.
4. Уполномоченный обязан соблюдать иные требования, ограничения и запреты, установленные федеральным законодательством и законодательством города Севастополя.

Статья 15. Освобождение от должности Уполномоченного
1. Полномочия Уполномоченного могут быть прекращены досрочно. Решение о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного принимается Законодательным Собранием города Севастополя после консультаций с Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации.
2. Уполномоченный может быть досрочно освобожден от должности в случае:
1) несоблюдения им требований, ограничений и запретов, установленных федеральным законодательством, в том числе Федеральным законом от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции», а также Законом города Севастополя от 3 июня 2014 года № 15-ЗС «О государственных должностях города Севастополя»;
2) неспособности по состоянию здоровья, установленной в соответствии с медицинским заключением, или по иным причинам в течение длительного времени (не менее четырех следующих подряд месяцев) исполнять свои обязанности;
3) вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении Уполномоченного;
4) вступления в законную силу решения суда об ограничении дееспособности Уполномоченного либо о признании его недееспособным, безвестно отсутствующим или объявлении умершим;
5) письменного заявления Уполномоченного о сложении своих полномочий;
6) утраты Уполномоченным гражданства Российской Федерации;
7) выезда его за пределы территории города Севастополя, как субъекта Российской Федерации, на постоянное место жительства;
8) смерти;
9) утраты доверия в случаях, предусмотренных статьей 13.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года № 273-ФЗ «О противодействии коррупции».
3. Законодательное Собрание города Севастополя принимает постановление о досрочном прекращении полномочий Уполномоченного или освобождении его от должности большинством голосов от установленного числа депутатов. Проект постановления вносится комиссией или комитетом Законодательного Собрания города Севастополя, к компетенции которой относится рассмотрение кадровых вопросов.

Глава 4. Организационное и финансовое обеспечение деятельности Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе

Статья 16. Аппарат и приемная Уполномоченного
1. Для обеспечения деятельности Уполномоченного создается аппарат, в структуре которого создается приемная Уполномоченного.
2. Аппарат осуществляет юридическое, организационное, научно-аналитическое, информационно-справочное и иное обеспечение деятельности Уполномоченного.
3. Уполномоченный и аппарат являются государственным органом города Севастополя с правом юридического лица, имеющего лицевые счета в органах казначейства, счета в кредитных организациях, а также печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба города Севастополя.
4. В аппарате могут быть учреждены должности, не отнесенные к должностям государственной гражданской службы города Севастополя.
5. Уполномоченный самостоятельно утверждает структуру аппарата, положение о нем и непосредственно руководит его работой.
6. В пределах бюджетных ассигнований Уполномоченный утверждает численность и штатное расписание аппарата.
7. По вопросам, связанным с руководством и деятельностью аппарата, Уполномоченный издает приказы.
8. Сотрудники аппарата в пределах своей компетенции самостоятельно решают вопросы и несут ответственность за результаты деятельности в подведомственном им направлении.
9. В случае временного отсутствия Уполномоченного, он может возложить исполнение части своих обязанностей (за исключением вынесения решения по делам о нарушениях прав и свобод человека и гражданина) на руководителя аппарата.
10. Денежное содержание государственных гражданских служащих в аппарате устанавливается на уровне денежного содержания государственных гражданских служащих в аппарате Правительства Севастополя.

Статья 17. Финансирование деятельности Уполномоченного
1. Финансирование деятельности Уполномоченного и его аппарата осуществляется из средств бюджета города Севастополя в пределах бюджетных ассигнований.
2. В бюджете города Севастополя ежегодно предусматриваются средства, необходимые для обеспечения деятельности Уполномоченного и его аппарата.
3. Уполномоченный самостоятельно разрабатывает и исполняет бюджетную смету расходов.
4. Финансовая отчетность представляется Уполномоченным в порядке, установленном законодательством города Севастополя.
5. Для обеспечения деятельности Уполномоченный и его аппарат наделяются необходимым имуществом, транспортными средствами, которые находятся в их оперативном управлении и являются собственностью города Севастополя.
6. Помещения (недвижимое имущество) для размещения Уполномоченного и его аппарата предоставляются Правительством Севастополя в оперативное управление.

Статья 18. Помощники Уполномоченного
1. Уполномоченный вправе иметь помощников, работающих на общественных началах.
2. Положение о помощниках, работающих на общественных началах, утверждается Уполномоченным.
3. Помощникам Уполномоченного, работающим на общественных началах, выдается соответствующее удостоверение.

Статья 19. Общественный экспертный совет при Уполномоченном
1. Для оказания консультативной помощи по вопросам, касающимся соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина при Уполномоченном может создаваться Общественный экспертный совет, состоящий из специалистов, имеющих необходимые знания в этой области.
2. Члены Общественного экспертного совета при Уполномоченном осуществляют деятельность на общественных началах.
3. Положение об Общественном экспертном совете и его составе утверждаются Уполномоченным.

Глава 5. Заключительные положения

Статья 20. Назначение на должность первого Уполномоченного
1. Предложения о кандидатах на должность первого Уполномоченного вносятся в Законодательное Собрание города Севастополя в течение тридцати календарных дней со дня вступления в силу настоящего Закона.
2. Законодательное Собрание города Севастополя принимает постановление о назначении на должность первого Уполномоченного не позднее тридцати календарных дней со дня истечения срока для внесения предложений о кандидатах на эту должность.

Статья 21. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.

Обратиться к Уполномоченному по правам человека в городе Севастополе