Уполномоченный по правам человека в городе Севастополь

Буцай Павел Юрьевич

В Госдуме обсудили итоги и перспективы развития правозащиты в России

18.12.2018 Нет комментариев 29 просмотров

18 декабря в Государственной Думе при участии Уполномоченного Буцай П.Ю. прошли парламентские слушания «25 лет Конституции Российской Федерации и институту Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации: итоги и перспективы развития».

В мероприятии приняли участие заместитель председателя Государственной Думы Ольга Тимофеева, руководитель фракции КПРФ Геннадий Зюганов, председатель Совета при Президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека Михаил Федотов, руководители комитетов верхней и нижней палаты, представители федеральных органов власти, Общественной палаты, научного сообщества и общественных организаций, а также омбудсмены Армении и Сербии и региональные уполномоченные.

"Человек, его права и свободы в решающей мере определяют цивилизационное развитие и не дают цивилизации скатиться в пучину хаоса.

Особое звучание придают этой теме юбилейные даты: 70-летие Всеобщей декларации прав человека, 25 — Конституции РФ, 25 лет со дня закрепления института Уполномоченного в Российской Федерации на конституционном уровне.
Принятая четверть века назад Конституция Российской Федерации принципиально изменила систему базовых ценностей жизни российского общества. Она окончательно вписала российскую правовую систему в 
международно-правовые стандарты. В ней четко зафиксирована сущность России как демократического, правового, социального государства.

Центральное место в Конституции занимает тема прав и свобод человека и гражданина. Можно выделить 6 аспектов правочеловеческого измерения Конституции:

Первый аспект связан с новым подходом к определению природы и места прав и свобод человека и гражданина в парадигме человеческих ценностей российского общества. Следуя за Всеобщей декларацией прав и свобод человека, Конституция провозгласила, что основные права и свободы человека и гражданина являются высшей ценностью, принадлежат каждому от рождения, неотчуждаемы и не могут быть произвольно ограничены.

Эта норма Конституции (статья 2), а также вся глава вторая, содержащая детальный перечень прав и свобод граждан, означают решительный разрыв с прежней философией права, исходившей из безусловного приоритета интересов общества и государства перед интересами отдельного человека.

Второе правочеловеческое измерение Конституции. Конституция закрепила Перечень естественных, основных прав и свобод человека (статьи 19–44). Но она их не просто признала, Конституция установила в ст.17, что основные права и свободы человека и гражданина неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения, поэтому никто, ни один государственный орган, никакой чиновник не вправе лишить человека этих прав. Ограничение в правах возможно не иначе, как на основе федерального закона и в соответствии с ним.

Третий важный момент, связанный со значением Конституции для прав и свобод человека. Конституция установила гарантии реализации прав и обязанностей человека и гражданина.

Основным гарантом соблюдения и защиты прав и свобод человека должно выступать государство. Отсюда та высокая мера ответственности, которое государство несет за выполнение своей главнейшей обязанности. Именно права и свободы человека и гражданина должны определять смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваться правосудием.

Четвертое. Конституция заложила фундамент для создания и развития национального законодательства о правах и свободах человека и гражданина, определила основные его параметры. Можно по-разному оценивать сегодняшнее законодательство о правах и свободах человека и гражданина. Да, оно не свободно от недостатков. Слабое звено — это исполнение законов. Даже не само исполнение, а организация исполнения. Но, сколько бы мы ни критиковали национальное законодательство о правах и свободах человека и гражданина, важно сказать, что оно состоялось и, более того, является примером для многих государств.

И такой вывод делается не только на основе сравнительного анализа национальных правозащитных законодательств, но и по результатам бесед с нашими коллегами — омбудсменами зарубежных государств.

В данной связи речь может и должна идти о дальнейшем совершенствовании нашего правозащитного законодательства. Этот процесс идет постоянно, и Уполномоченный, как заинтересованное лицо, старается принимать в нем посильное участие.

Всего в этом году Уполномоченным в различные инстанции внесено порядка двух десятков предложений законодательного плана, направленных усиление гарантий прав и свобод человека и гражданина.

В Государственную Думу внесен проект федерального закона «Об общих принципах организации деятельности уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации». Он является первым масштабным документом, который, надеемся, повысит эффективность защиты прав граждан.

Пятое непреходящее значение Конституции. Конституция учредила ранее не известный российскому обществу институт Уполномоченного по правам человека как дополнительную гарантию защиты прав и свобод человека и гражданина.

Данный институт был востребован задачами перехода от автократического режима управления страной к построению демократического общества, когда потребовалась либерализация власти по отношению к человеку, его естественным правам, и обосновывался успешным опытом работы зарубежных омбудсманов по защите прав и свобод человека и гражданина. В настоящее время должности уполномоченных по правам человека учреждены также во всех субъектах Российской Федерации.

Основная миссия российских уполномоченных по правам человека как государственного органа состоит в содействии гражданам в восстановлении нарушенных государственными органами, органами местного самоуправления, или должностными лицами прав и свобод; правовое просвещение; законотворчество.

С 1998 года к Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации в общей сложности поступило свыше миллиона обращений. В текущем году зарегистрировано более 35 тысяч обращений. Уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации ежегодно рассматривается порядка 200 тысяч заявлений.
Большинство жалоб носят
социально-экономическую окраску. Это жалобы на нарушения жилищных, трудовых, образовательных и пенсионных прав, права на охрану здоровья.

Каждая третья жалоба — это жалоба на нарушения прав в сфере уголовного преследования, каждая девятая-десятая — от осужденных.

За время существования института, используя предоставленный инструментарий, удалось оказать помощь в восстановлении прав сотен тысяч российских граждан, иностранных граждан и лиц без гражданства.

Только по итогам 10 месяцев этого года удалось помочь в реализации прав более 65 тысяч граждан.

Шестой аспект правочеловеческого измерения Конституции — международный. Конституция положила начало формированию нового имиджа страны на международной арене как правового государства. Россия последовательно выступает за безусловное выполнение требований Всеобщей Декларации прав человека. И не только на словах, но и принимает конкретные меры. Что крайне важно сегодня, когда наблюдаются массовые нарушения прав человека в разных конфликтных точках земли и в мире нарастает тенденция политизации проблематики прав человека.

Эти обстоятельства учитываются Уполномоченным в своей правозащитной международной деятельности. Именно ими во многом была обусловлена совместная с Уполномоченным по правам человека Кыргызстана инициатива о создании Евразийского Альянса омбудсменов.

Полагаю, что именно на уровне правозащитной дипломатии, посредством контактов с международными и национальными правозащитными институтами можно добиться определенных успехов в защите прав и свобод конкретных людей. Подтверждением тому может служить возвращение в Россию моряков судна «Норд».

В заключение остановлюсь на трех системных проблемах, актуальность которых подтверждается правозащитной практикой уполномоченных по правам человека.

1. Необходимы меры, направленные на повышение уровня правовой культуры населения. Каждодневно мы встречаемся с правовой безграмотностью людей, которые должны использовать или применять закон. В этой связи представляется важной подготовка Государственной программы Российской Федерации «Правовое просвещение и образование в области прав и свобод человека, форм и методов их защиты». Подобные программы, в соответствии с рекомендациями ООН, действуют в более чем в 50 государствах.

2. Сложный набор противоречий в правозащитной сфере может быть решен лишь на основе комплексного подхода, при участии всех государственных органов и институтов гражданского общества. В этих условиях актуальной представляется разработка и принятие Национальной стратегии (программы действий) в сфере соблюдения и защиты прав человека, которая бы определила цели и приоритетные направления укрепления гарантий прав и свобод человека и гражданина, форм и методов их соблюдения и защиты в современных условиях.

3. Важно в полном соответствии с Факультативным протоколом к Конвенции ООН против пыток и иных жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания обеспечить создание Национального превентивного механизма. Это позволит синхронизировать действия уполномоченных по правам человека, ОНК, общественных организаций и государственных органов. Положительный опыт имеется у наших соседей: в Казахстане, Армении, Азербайджане."


Комментарии

Пока нет комментариев

Написать комментарий