03 апреля 2024

В соответствии с частью 3 статьи 59 Конституции Российской Федерации, гражданин Российской Федерации в случае, если его убеждениям или вероисповеданию противоречит несение военной службы, а также в иных установленных федеральным законом случаях имеет право на замену ее альтернативной гражданской службой (АГС).

Согласно части 1 Федерального закона от 25 июля 2002 года № 113-ФЗ «Об альтернативной гражданской службе» (далее – Закон № 113-ФЗ), альтернативная гражданская служба - особый вид трудовой деятельности в интересах общества и государства, осуществляемой гражданами взамен военной службы по призыву.

Частями 1 и 2 статьи 4 вышеуказанного Закона определено, что граждане проходят альтернативную гражданскую службу индивидуально, а также в составе групп или формирований:

- в организациях, подведомственных федеральным органам исполнительной власти;

- в организациях, подведомственных органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

- в организациях Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов в качестве гражданского персонала.

Прохождение альтернативной гражданской службы в организациях, подведомственных органам местного самоуправления, определяется федеральным законом.

Граждане проходят альтернативную гражданскую службу, как правило, за пределами территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

При невозможности направления граждан для прохождения альтернативной гражданской службы за пределы территорий субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают, граждане в соответствии с решением специально уполномоченного федерального органа исполнительной власти могут быть направлены для прохождения альтернативной гражданской службы в организации, находящиеся на территориях субъектов Российской Федерации, в которых они постоянно проживают.

Одним из вопросов, беспокоящих граждан, проходящих альтернативную гражданскую службу, является возможность выбора организации для осуществления данного вида трудовой деятельности.

В этой связи разъясняем, что в соответствии с частями 4, 5 статьи 4 Закона № 113-ФЗ, перечни видов работ, профессий, должностей, на которых могут быть заняты граждане, проходящие альтернативную гражданскую службу, а также организаций, где предусмотрено прохождение альтернативной гражданской службы, определяются в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

При определении вида работы, профессии, должности, на которых может быть занят гражданин, направляемый на альтернативную гражданскую службу, и места прохождения альтернативной гражданской службы учитываются образование, специальность, квалификация, опыт предыдущей работы, состояние здоровья, семейное положение гражданина, а также потребность организаций в трудовых ресурсах.

Перечень организаций для прохождения АГС публикуется на официальном сайте Правительства Севастополя (URL: https://dszn.sev.gov.ru/sodeystvie-zanyatosti-naseleniya/alternativnaya-sluzhba/?ysclid=lui2e6rgsq211785006)

В действующем законодательстве не предусмотрено право призывника самостоятельно выбрать место для прохождения АГС, но при этом нет и запрета для граждан выражать определенные пожелания относительно организации для прохождения АГС, и прилагать усилия, чтобы эти пожелания учли.

Статьей 2 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», гарантировано право граждан на обращение.

 14

Таким образом, гражданин вправе обратиться с заявлением в Федеральную службу по труду и занятости и орган занятости населения в субъекте Российской Федерации (в городе Севастополе это Департамент труда и социальной защиты населения города Севастополя) о направлении его в конкретное место прохождения АГС. По итогам рассмотрения это может привести к положительным результатам, так как мотивированный работник будет лучше и качественнее выполнять свои служебные обязанности.

Также лицу, в отношении которого принято решение о прохождении им АГС, необходимо выяснить возможность трудоустройства у потенциального работодателя из перечня организаций, утвержденных для осуществления данного вида трудовой деятельности.

В случае достижения договоренности работодатель вправе отправить заявку в орган занятости населения, указав о наличии свободной вакансии, и сопроводив заявку письмом о наличии подобранной кандидатуры для ее занятия. Также необходимо направить аналогичное письмо в военкомат и призывную комиссию.

Данные пожелания могут быть учтены при принятии решения о направлении гражданина для прохождения АГС.

При этом принятие положительного решения является правом, а не обязанностью уполномоченного органа.

Обратиться к Уполномоченному по правам человека в городе Севастополе