С 1 января 2024 года вступает в силу Федеральный закон от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Данный нормативно – правовой акт имеет исключительное значение в вопросах социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, устанавливает единые принципы организации работы в данной сфере. Тем самым создана необходимая правовая основа для эффективной адаптации таких граждан в обществе, предупреждению случаев их возвращения в криминальную среду и совершения повторных преступлений.
Обеспечение условий для практической реализации положений вышеуказанного Закона, а также рассмотрение проблемных аспектов взаимодействия Управления ФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю с органами государственной власти города стало предметом обсуждения в ходе заседания Координационного совета Управления Минюста России по городу Севастополю.
На заседании с информацией и предложениями выступили федеральный инспектор по г. Севастополю Тищенко О.В., председатель судебной коллегии по уголовным делам Севастопольского городского суда Землюков Д.С., помощник Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе Соколов Д.В., начальник Управления ФСИН России по Республике Крым и г. Севастополю, генерал-майор внутренней службы, Булгаков В.В., заместитель прокурора города Севастополя Абраменко А.А. и старший помощник прокурора города Севастополя по надзору за соблюдением законов при исполнении уголовных наказаний Гармашова И.В., первый заместитель директора департамента имущественных и земельных отношений города Севастополя Козырев В.В., заместитель директора Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя Шамрей Д.В.
Участники мероприятия обсудили проблемные аспекты создания в городе Севастополе исправительного центра для лиц, отбывающих наказание в виде принудительных работ, а также процесса подготовки к реализации положений Федерального закона, вступающих в силу с 1 января 2024 года.
Накануне заседания Уполномоченный подготовил и направил в адрес Управления подробную информацию в части взаимодействия с УФСИН, органами государственной власти и профильными учреждениями города при решении проблем ресоциализации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, и лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, а также предложения по данной проблематике.
В деятельности института омбудсмена вопросы помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, занимают особое место. В силу условий отбывания наказания данной категории граждан гораздо тяжелее реализовывать свои права и законные интересы.
На регулярной основе УПЧ и сотрудники аппарата осуществляют посещение мест содержания под стражей и отбывания наказания, изучают условия пребывания находящихся там лиц, проводят выездные приемы.
Данная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с органами Прокуратуры, УФСИН, общественными наблюдательными комиссиями.
После освобождения из мест лишения свободы осужденные остро нуждаются в адаптации и восстановлении навыков вхождения в социум. Тем самым обеспечиваются ключевые задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
По убеждению большинства региональных омбудсменов, взаимосвязь между рецидивной преступностью и мерами социальной реабилитации очевидна. Ресоциализация осужденных – вынужденная мера, которая заключается в создании условий для их возвращения к полезной деятельности, устранении потенциальной угрозы совершения ими новых преступлений.
Эта проблема неоднократно обсуждалась Уполномоченным в ходе межведомственных совещаний, рабочих встреч, а также в рамках межрегионального и международного сотрудничества.
Так, ресоциализация осужденных и лиц, освободившихся из мест лишения свободы (пенитенциарная и постпенитенциарная ресоциализация) являлась темой заседания Координационного совета уполномоченных по правам человека, которое состоялось 20 мая 2021 года в городе Красноярск.
Необходимо отметить, что разрешение проблемных вопросов, связанных с возвращением лиц, освободившихся из мест лишения свободы, к созидательной деятельности, в рамках рассмотрения обращений граждан, поступающих в адрес омбудсмена, происходит в индивидуальном порядке, с учетом конкретных обстоятельств. В некоторых случаях поиск решения требовал в прямом смысле слова небюрократического, человеческого подхода.
В ходе заседания участники признали необходимость создания в городе Севастополе исправительного центра. Вместе с тем, реализация этой задачи требует комплекса мер организационно-правового характера, связанных с выделением земельного участка, зданий и сооружений, реализации вопросов логистического и транспортного характера, осуществления финансирования.
Представителями городской Прокуратуры также отмечена необходимость изучения регионального законодательства на предмет его соответствия вступающему в силу Федеральному закону.
Пор результатам обсуждения Координационным советом принято итоговое решение по вопросам, включенным в повестку заседания.