В свете гуманизации действующего уголовно-исполнительного законодательства, совершенствования существующих и внедрения новых механизмов ресоциализации осужденных, вопросы создания необходимых условий для практической реализации указанных мероприятий продолжают сохранять остроту.
Данная проблематика стала предметом обсуждения в ходе очередного заседания Координационного совета Управления Минюста России по городу Севастополю, под председательством начальника Управления, Натальи Черненковой.
Напомним, с 1 января 2024 года вступил в силу Федеральный закон от 6 февраля 2023 года № 10-ФЗ «О пробации в Российской Федерации». Данный нормативно – правовой акт имеет исключительное значение в вопросах социальной адаптации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, устанавливает единые принципы организации работы в данной сфере. Тем самым создана необходимая правовая основа для эффективной адаптации таких граждан в обществе, предупреждению случаев их возвращения в криминальную среду и совершения повторных преступлений.
В заседании приняли участие федеральный инспектор Олег Тищенко, представители Прокуратуры города Севастополя, УФСИН России по Республике Крым и городу Севастополю, помощник севастопольского омбудсмена Павла Буцай, Дмитрий Соколов, сотрудники профильных Департаментов Правительства Севастополя.
Основной темой обсуждения стали проблемные аспекты взаимодействия УФСИН с органами государственной власти города Севастополя по вопросам реализации вышеуказанного Федерального закона, а также Концепции развития уголовно-исполнительной системы России на период до 2030 года в части расширения сети исправительных центров.
В деятельности института омбудсмена вопросы помощи лицам, содержащимся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, занимают особое место. В силу условий отбывания наказания данной категории граждан гораздо тяжелее реализовывать свои права и законные интересы.
На регулярной основе УПЧ и сотрудники аппарата осуществляют посещение мест содержания под стражей и отбывания наказания, изучают условия пребывания находящихся там лиц, проводят выездные приемы.Данная деятельность осуществляется в тесном взаимодействии с органами Прокуратуры, УФСИН, общественными наблюдательными комиссиями.
После освобождения из мест лишения свободы осужденные остро нуждаются в адаптации и восстановлении навыков вхождения в социум. Тем самым обеспечиваются ключевые задачи уголовно-исполнительного законодательства Российской Федерации: исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
По убеждению большинства региональных омбудсменов, взаимосвязь между рецидивной преступностью и мерами социальной реабилитации очевидна. Ресоциализация осужденных – вынужденная мера, которая заключается в создании условий для их возвращения к полезной деятельности, устранении потенциальной угрозы совершения ими новых преступлений.
Эта проблема неоднократно обсуждалась Уполномоченным в ходе межведомственных совещаний, рабочих встреч, а также в рамках межрегионального и международного сотрудничества.
Накануне заседания Уполномоченный подготовил и направил в адрес Управления актуальную информацию в части взаимодействия с УФСИН, органами государственной власти и профильными учреждениями города при решении проблем ресоциализации лиц, освобожденных из учреждений уголовно-исполнительной системы, и лиц, которым назначены иные меры уголовно-правового характера, а также предложения по данной проблематике.
В ходе заседания участники обсудили проблемные вопросы, связанные с организацией в Городе-Герое исправительного центра, а также центра пробации. Созданию указанных центров препятствуют сложности, связанные с выделением земельного участка, подведением к нему коммуникаций водо- и газоснабжения. Согласно информации представителя Департамента по имущественным и земельным отношениям города Севастополя, эти вопросы в настоящее время находятся в стадии разрешения.
При этом в соседнем субъекте – Республике Крым имеется положительный опыт реализации Федерального закона № 10-ФЗ, в части создания исправительных центров.
Участники пришли к единому мнению относительно дальнейшей проработки данной проблемы, продолжения конструктивного обмена информацией и мнениями, а также признали желательным использование до организации исправительных центров и центров пробации существующих механизмов ресоциализации осужденных. В том числе, в части поддержки социально ориентированных НКО.
По результатам обсуждения Координационным советом принято итоговое решение по вопросам, включенным в повестку заседания.