25 ноября 2019

В течение 2019 года в адрес Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе поступали неоднократные обращения граждан, которые в установленном законом порядке отказались от услуг центрального отопления, но спустя несколько лет ресурсоснабжающая организация стала направлять им счета об оплате услуг ЦО за весь период после отключения их квартиры от системы центрального отопления.

В этой связи обращаем внимание, что в декабре 2018 года точку в данном вопросе поставил Конституционный Суд Российской Федерации Постановлением от 20 декабря 2018 года № 46-П по делу о проверке конституционности абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов в связи с жалобами граждан В.И.Леоновой и Н.Я.Тимофеева.

Проверить правила начисления коммунальных платежей вышеуказанные граждане попросили суд независимо друг от друга.

В их квартирах по объективным причинам и с соблюдением всех требований закона и безопасности были установлены индивидуальные системы отопления.

Однако спустя несколько лет и Валентина Леонова, и Николай Тимофеев стали получать счета на оплату центрального отопления.

Оспорить начисления в суде не удалось: в качестве аргумента коммунальщиков суды приняли тот факт, что стояки отопительной системы проходят через все помещения многоквартирного дома.

Кроме того, в нормативных актах не содержится методики расчета потребления тепла отдельно для квартир и отдельно для общедомового имущества.

КС особо отметил, что взимание двойной платы за отопление и взыскание задолженности по соответствующим коммунальным платежам в судебном порядке носят достаточно распространенный характер.

Изучив обстоятельства дела, КС РФ признал положения абзаца второго пункта 40 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах не соответствующими Конституции РФ в той мере, в которой он обязывает граждан "вносить плату за фактически не используемую ими для обогрева данного помещения тепловую энергию, поступающую в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения".

Собственник и так несет расходы по содержанию отдельной отопительной системы, указали судьи, и необходимо, чтобы "факт неиспользования такими лицами тепловой энергии, поступающей в многоквартирный дом по централизованным сетям теплоснабжения", был учтен.

При этом Конституционный суд особо отметил, что взимание двойной платы за отопление и последующее взыскание задолженности по соответствующим коммунальным платежам в судебном порядке носят достаточно распространенный характер. Поэтому Правительству Российской Федерации необходимо разработать правила расчета нормативов потребления тепловой энергии на содержание общего имущества в многоквартирном доме.

После этого "индивидуалы" смогут оплачивать только общедомовое тепло. До момента принятия такого постановления "исчисление подлежащей внесению платы должно производиться на основе методических рекомендаций по определению объема потребляемой на общедомовые нужды тепловой энергии, которые должны быть утверждены в кратчайшие сроки Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства РФ".

Решения по делу Николая Тимофеева и Валентины Леоновой, указал Конституционный Суд, «не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленном порядке».

В соответствии со статьей 79 Федерального конституционного закона от 21 июля 1994 года № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации» решение Конституционного Суда Российской Федерации окончательно и не подлежит обжалованию. Решение Конституционного Суда Российской Федерации, вынесенное по итогам рассмотрения дела, назначенного к слушанию в заседании Конституционного Суда Российской Федерации, вступает в силу немедленно после его провозглашения. Постановление Конституционного Суда Российской Федерации, принятое в порядке, предусмотренном статьей 47.1 настоящего Федерального конституционного закона, вступает в силу со дня его опубликования в соответствии со статьей 78 настоящего Федерального конституционного закона. Иные решения Конституционного Суда Российской Федерации вступают в силу со дня их принятия. Решение Конституционного Суда Российской Федерации действует непосредственно и не требует подтверждения другими органами и должностными лицами. Юридическая сила постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании акта неконституционным не может быть преодолена повторным принятием этого же акта.

Акты или их отдельные положения, признанные неконституционными, утрачивают силу; признанные не соответствующими Конституции Российской Федерации не вступившие в силу международные договоры Российской Федерации не подлежат введению в действие и применению. Решения судов и иных органов, основанные на актах или их отдельных положениях, признанных постановлением Конституционного Суда Российской Федерации неконституционными, не подлежат исполнению и должны быть пересмотрены в установленных федеральным законом случаях.

В случае, если решением Конституционного Суда Российской Федерации нормативный акт признан не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью или частично либо из решения Конституционного Суда Российской Федерации вытекает необходимость устранения пробела в правовом регулировании, государственный орган или должностное лицо, принявшие этот нормативный акт, рассматривают вопрос о принятии нового нормативного акта, который должен, в частности, содержать положения об отмене нормативного акта, признанного не соответствующим Конституции Российской Федерации полностью, либо о внесении необходимых изменений и (или) дополнений в нормативный акт, признанный неконституционным в отдельной его части, или в нормативный акт, признанный соответствующим Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании. До принятия нового нормативного акта непосредственно применяется Конституция Российской Федерации.

С момента вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации, которым нормативный акт или отдельные его положения признаны не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо постановления Конституционного Суда Российской Федерации о признании нормативного акта либо отдельных его положений соответствующими Конституции Российской Федерации в данном Конституционным Судом Российской Федерации истолковании не допускается применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений, признанных таким постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, равно как и применение либо реализация каким-либо иным способом нормативного акта или отдельных его положений в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием. Суды общей юрисдикции, арбитражные суды при рассмотрении дел после вступления в силу постановления Конституционного Суда Российской Федерации (включая дела, производство по которым возбуждено до вступления в силу этого постановления Конституционного Суда Российской Федерации) не вправе руководствоваться нормативным актом или отдельными его положениями, признанными этим постановлением Конституционного Суда Российской Федерации не соответствующими Конституции Российской Федерации, либо применять нормативный акт или отдельные его положения в истолковании, расходящемся с данным Конституционным Судом Российской Федерации в этом постановлении истолкованием.

Важно отметить, что аналогичные судебные решения по делам заявителей, которые не обращались в Конституционный Суд Российской Федерации, тоже могут быть пересмотрены на основании вышеуказанного Постановления.

Обратиться к Уполномоченному по правам человека в городе Севастополе

по телефону:

+7 978 901-19-08