Массовые политические преследования. Произвольные аресты и задержания. Человеконенавистническая риторика. Пытки и внесудебные казни. Экономическая, транспортная, водная, энергетическая блокада. Диверсии и террор.
Начиная с 2014 года эти явления стали повседневностью на территории Украины. Силы, пришедшие к власти в Киеве в ходе государственного переворота, с самого начала продемонстрировали свое очевидное нежелание искать компромисс с той частью общества, которая не была согласна с произошедшим, и взяли курс на жесткое подавление.
Следуя примеру наиболее одиозных и преступных режимов ХХ века, послемайданные украинские власти возвели ложь в статус государственной политики. Значимой ее составляющей также является агрессивная русофобия.
В результате уже в первые месяцы после переворота официальный Киев утратил контроль над целым рядом территорий. Сказав решительное «нет» действиям радикальных украинских националистов и их зарубежных кураторов, жители Города-Героя Севастополя и Республики Крым встали на защиту родной земли, тем самым показав всему миру наглядный пример отстаивания прав и свобод человека, жизни и достоинства личности. Исторический выбор севастопольцев и крымчан, сделанный ими в ходе Общекрымского референдума в марте 2014 года – быть вместе с Россией – является формой реализации права на самоопределение и актом восстановления исторической справедливости. Эта позиция основана на международном праве и полностью ему соответствует.
Более того: в социально-политической ситуации, которая сложилась на территории Украины в феврале-марте 2014 года, выбор севастопольцев и крымчан стал единственно возможным способом защиты их основополагающих прав.
Не признав законность перехода города Севастополя и Республики Крым под российскую юрисдикцию, за период, предшествовавший началу спецоперации, украинские власти, а также радикально настроенные украинские организации (в том числе запрещенные в России), реализовали в отношении жителей полуострова широкий спектр дискриминационных мероприятий, не только грубейшим образом нарушающих права граждан, но также причиняющих заметный ущерб экологии и экономике региона, и прилегающих территорий (в том числе, тех, которые находились под контролем украинской стороны).
В соответствии с действующим законодательством, одной из основных задач института регионального омбудсмена является восстановление нарушенных прав и свобод человека и гражданина. Уполномоченный по правам человека в субъекте Российской Федерации может направлять в законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации, иные органы и организации доклады по отдельным вопросам нарушения прав и свобод человека и гражданина.
В рамках реализации данного направления деятельности силами севастопольского омбудсмена Павла Буцай и сотрудников аппарата подготовлен специальный доклад «Под знаком террора. Массовые нарушения прав жителей города Севастополя со стороны Украины и стран коллективного Запада (март 2014 года – 1 августа 2023 года)».
Настоящий специальный доклад состоит из двух разделов. В первом разделе рассмотрены недружественные действия украинской стороны в отношении жителей Крымского полуострова до начала спецоперации (в период с марта 2014 года по 23 февраля 2022 года). Во втором разделе анализируются грубейшие нарушения прав человека со стороны киевского режима, совершенные в отношении севастопольцев и крымчан в условиях проведения СВО (с 24 февраля 2022 года по 1 августа 2023 года, при этом частично затронуты события и последующих месяцев, включая ракетный удар по зданию штаба Черноморского флота 22 сентября 2023 года). В связи с тем, что спецоперация продолжается до настоящего времени, срок ее завершения не определен, последующие события предполагается отразить в рамках предстоящих аналитических документов.
Обобщив накопленный опыт в рамках международного и межрегионального сотрудничества, работы с обращениями граждан, рабочих встреч с представителями органов государственной власти, волонтерских и правозащитных организаций, аналитические материалы, доклады, публикации в средствах массовой информации, омбудсмен и сотрудники аппарата свели воедино как широко известные, так и не получившие широкого резонанса факты преступлений и массовых нарушений прав севастопольцев и крымчан со стороны киевского режима и целого ряда стран коллективного Запада.
Кроме того, в данном специальном докладе отражены особенности развития региона в период, предшествующий Евромайдану.
Факты неопровержимо свидетельствуют:
- на протяжении всего периода пребывания Крымского полуострова под украинской юрисдикцией официальный Киев и связанные с ним неправительственные структуры проводили как скрытую, так и явную дискриминацию местного населения;
- севастопольцам и крымчанам навязывались чуждые идеалы и ценности, в основе которых лежали радикальный украинский национализм, русофобия, забвение исторической памяти;
- экономически и инфраструктурно полуостров также не развивался. Эксплуатировалась преимущественно существующая советская инфраструктура, которая к началу 2014 года имела высокую степень износа. Ее ремонт проводился эпизодически и выборочно. Столь же эпизодическим было строительство новых объектов.
По сути, реализовывался колониальный механизм управления, где Крымский полуостров находился в зависимом положении.
Подавляющее большинство населения региона воспринимало такое положение дел исключительно негативно. Все связанное с Украиной вызывало стойкое неприятие. В своем большинстве люди не идентифицировали себя как украинцы, подчеркивая свою историческую и духовную связь с Россией. В этой связи не теряют своей актуальности слова исторической речи Президента Российской Федерации Владимира Путина, произнесенной им 18 марта 2014 года:
«Крым – это наше общее достояние и важнейший фактор стабильности в регионе. И эта стратегическая территория должна находиться под сильным, устойчивым суверенитетом, который по факту может быть только российским сегодня».
Не имея возможности возвратить контроль над Крымским полуостровом вооруженным путем, начиная с марта 2014 года украинская сторона задействовала все имеющиеся в ее распоряжении ресурсы и средства, чтобы жители региона пожалели о собственном историческом выборе – быть вместе с Россией.
Грубейшим образом нарушая нормы международного права, а также собственное законодательство, используя тактику террора и блокад, официальный Киев показал, как он на самом деле относится к людям, которых относит к числу собственных граждан. И это касается не только жителей города Севастополя и Республики Крым, но и населения новых субъектов – республик Донбасса, Херсонской и Запорожской областей.
Материал доступен по ссылке: https://ombudsman92.ru/upolnomochennyj/doklady-upolnomochennogo/spetsdoklad-pod-znakom-terrora