02 декабря 2022

Начиная с 24 февраля 2022 года Вооруженными Силами Российской Федерации проводится специальная военная операция по демилитаризации и денацификации Украины, которая продолжается до настоящего времени. Это событие повлияло на ситуацию в городе Севастополе, который является главной базой Черноморского флота, принимающего активное участие в освобождении соседнего государства от власти радикальных националистов.

Происходящее так или иначе затронуло различные отрасли жизнедеятельности в городе Севастополе, в том числе, внесло коррективы в работу Губернатора города Севастополя Михаила Развожаева, Правительства Севастополя, профильных организаций и учреждений.

Появились принципиально новые вопросы, связанные с защитой прав жителей и гостей региона, а также новые направления взаимодействия и сотрудничества.

Предметом особенного внимания и заботы Губернатора города Севастополя, органов государственной власти, религиозных и волонтерских организаций, стало прибытие в город значительного числа беженцев с освобожденных территорий юга Украины и республик Донбасса. Многие из этих людей остро нуждались в неотложных мерах поддержки и помощи. Ситуация осложнялась тем, что город Севастополь не был определен Правительством России как регион, в которых распределяют беженцев.

В этой связи особенно важно отметить ту большую работу, которую осуществляют волонтеры регионального общественного добровольческого движения «Мы вместе – Севастополь».

Созданный в марте 2020 года по поручению Губернатора города Севастополя Михаила Развожаева, штаб «Мы вместе-Севастополь» (ул. Ленина, 39) блестяще проявил себя в период распространения COVID-19. Во время действия в городе режима повышенной готовности волонтеры оказывали адресную помощь инвалидам и пожилым людям, тем самым облегчая их пребывание в условиях самоизоляции и ограничительных мер.

В 2022 году в работе волонтеров появилось множество новых задач.

С 20 января 2022 года региональное общественное добровольческое движение «Мы вместе – Севастополь», Общероссийский народный фронт, Волонтеры-медики, городское бизнес-сообщество оказывает помощь людям, прибывающим на территорию России из ДНР и ЛНР, а после начала спецоперации – и с освобожденных территорий юга Украины. После начала спецоперации на волонтеров легла повышенная нагрузка. Штаб работал круглосуточно.

И до настоящего времени волонтеры осуществляют сбор заявлений на получение материальной помощи, консультируют по трудоустройству. Адресно оказывают помощь по расселению, а также собирают гуманитарную помощь.

По поручению Губернатора для размещения вынужденных переселенцев были выделены помещения в зданиях пансионатов, расположенных на территории города Севастополя, и обеспечены надлежащие условия проживания.

В дело оказания беженцам поддержки и помощи внесли севастопольские парламентарии и лично председатель Законодательного Собрания города Севастополя Владимир Немцев. В рамках осуществления своей деятельности они взаимодействовали с органами государственной власти, и волонтерскими организациями, содействовали обеспечению вынужденных переселенцев всем самым необходимым.

Без преувеличения: эта плодотворная, слаженная работа на благо людей является примером для всех, и продолжает вековые традиции взаимопомощи, которые традиционно присущи народам России.

В соответствии с действующим законодательством, одной из основных задач института омбудсмена в городе Севастополе является информирование общественности о состоянии соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина органами государственной власти, органами местного самоуправления, их должностными лицами, государственными и муниципальными служащими, иными организациями города Севастополя, независимо от форм собственности (подчинения). Ситуация в области обеспечения условий и гарантий реализации прав человека и гражданина в городе Севастополе является предметом постоянного мониторинга со стороны Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе Павла Буцай и сотрудников аппарата.

Итоги этих наблюдений отражены в ежегодных докладах омбудсмена, а также в специальных докладах, посвященных отдельным аспектам правозащитной деятельности в регионе.

Особенно непростыми были первые месяцы после начала спецоперации. Географическая близость региона к зоне боевых действий, прибытие значительного числа беженцев, объективно вызвали повышенную нагрузку на органы государственной власти и профильные учреждения. С уверенностью можно сказать: это испытание город выдержал с честью.

Наглядное подтверждение этому – факты, изложенные в специальном докладе омбудсмена «Соблюдение прав и свобод человека и гражданина в городе Севастополе в условиях специальной операции Вооруженных Сил России по денацификации и демилитаризации Украины (24 февраля – 24 мая 2022 года)».

На конкретных примерах в данном документе рассмотрены вопросы оказания помощи беженцам: обеспечения их продовольствием, медикаментами, предметами первой необходимости, содействия в приобретении гражданства Российской Федерации и получении свидетельств о временном убежище, трудоустройстве, медицинском обслуживании, мер социальной поддержки.

Также в настоящем докладе отражены иные вопросы, которые проявились в жизнедеятельности города в ходе спецоперации: обеспечение прав военнопленных, содействие освобождению и возвращению на Родину наших соотечественников, оказавшихся в украинском плену и в зоне боевых действий; мероприятия по патриотическому воспитанию, обеспечению правопорядка и противодействию распространению недостоверной информации о деятельности российских Вооруженных Сил на территории соседнего государства.

Временные рамки исследования не случайно охватывают период с 24 февраля по 24 мая 2022 года. Первые три месяца спецоперации – определенный этап, в ходе которого были успешно опробованы новые механизмы и практики оказания помощи, обеспечения основ жизнедеятельности, патриотического воспитания и поддержания общественного порядка в городе Севастополе в условиях спецоперации.

Благодаря слаженной и эффективной работе, осуществляемой органами государственной власти города Севастополя, профильными учреждениями, общественными и религиозными организациями люди, прибывшие с территории Украины и республик Донбасса, получили и продолжают получать до настоящего времени необходимую поддержку и помощь в реализации их основополагающих прав.

slkgdfjgdkg

Меры, предпринимаемые сотрудниками правоохранительных органов, способствовали поддержанию общественного порядка, что в условиях ведущейся спецоперации имеет особую важность. Слаженная работа профильных организаций и ведомств по борьбе с распространением ложной и непроверенной информации о деятельности руководства страны и ее Вооруженных Сил является необходимым условием для обеспечения национальной безопасности и пресечения панических настроений.

Настоящий специальный доклад подготовлен в соответствии с Федеральным законом от 18 марта 2020 года № 48-ФЗ «Об уполномоченных по правам человека в субъектах Российской Федерации», Законом города Севастополя от 26 июня 2015 года№ 159-ЗС «Об Уполномоченном по правам человека в городе Севастополе» на основе анализа обращений граждан, результатов приемов (осуществляемых как непосредственно силами аппарата Уполномоченного, так и проводимых совместно с органами государственной власти, профильными организациями и учреждениями города Севастополя), результатов рабочих встреч, круглых столов, конференций и иных мероприятий (в том числе, осуществляемых в рамках международного и межрегионального сотрудничества и проводимых под эгидой федерального омбудсмена).

Ситуация в регионе в связи с текущей непростой внешнеполитической обстановкой продолжает оставаться предметом постоянного мониторинга омбудсмена и будет отражена в последующих специальных докладах.

В связи с тем, что спецоперация на территории Украины продолжается до настоящего времени, сроки ее завершения не определены, предполагается продолжить изучение ситуации в данном вопросе, отразив ее в предстоящих докладах.

Электронная версия доклада представлена на официальном сайте омбудсмена.

Обратиться к Уполномоченному по правам человека в городе Севастополе