Уполномоченный по правам человека в городе Севастополе Буцай Павел ответил на вопросы издания «КРЫМСКОЕ ЭХО»
"В 2015 году в Севастополе начал работать Аппарат Уполномоченного по правам человека. За это время сделано немало. Руководит им региональный омбудсмен Павел Буцай (на фото). Кого и от чего защищает эта структура — об этом наша беседа.
– Павел Юрьевич, какие основные задачи призван решать Уполномоченный по правам человека?
– Главная — помощь людям в защите их прав. В основном человек приходит к Уполномоченному тогда, когда исчерпаны все известные ему способы восстановления нарушенных прав. Уполномоченный — не чиновник, он помощник и защитник людей.
Надеясь на совесть, справедливость и закон, люди обращаются к нему с просьбой быть услышанными и понятыми. Бывает, что человек совершенно не знаком с нормами закона, но прекрасно знает и чувствует происходящую несправедливость. Случается и так, что заявитель приходит за помощью, но до конца не доверяет, считает, что ему не на что надеяться, кроме как на очередную отписку. Наша задача – завоевать доверие и не потерять его.
– В украинский период севастопольцы, мягко говоря, мало надеялись на то, что их нарушенные права может кто-то защищать и защитить. Насколько активно к вам пошли за помощью и с какими проблемами пришлось столкнуться?
– Отвечая на этот вопрос, нужно учитывать тот факт, что на момент вхождения Крыма и Севастополя в состав РФ на Украине работал один-единственный уполномоченный по правам человека. Выводы можете делать сами. А практически во всех регионах Российской Федерации уже были уполномоченные, наработавшие к тому времени определенный положительный опыт. В общем, без преувеличения, нам пришлось начинать в буквальном смысле с нуля и сделать немало, чтобы запустить механизм действия института омбудсмена.
– Насколько мы знаем, в Севастополе еще до исторического референдума все-таки были правозащитники, и опыт у них, пусть небольшой, но был…
– Действительно, до 2014 года в нашем городе правозащитной деятельностью занимались такие общественные организации, как Российская община Севастополя, Русский блок, Русская община Севастополя, Центр «Русичи» и другие. В основном их деятельность была направлена на поддержку русскоговорящих граждан, на защиту их интересов и прав, в первую очередь, – права говорить на родном языке.
– Что ужасно раздражало насаждавшие свои порядки проукраинские власти…
– Да, ведь это было в период насильственной украинизации, систематических, с целью устрашения севастопольцев наездов в город представителей всевозможных националистических группировок, попыток официального Киева избавиться от Черноморского флота и неоднократно озвученных планов о создании в Крыму военно-морской базы НАТО и тому подобное – откровенно антироссийские дела и прожекты перечислять можно долго.
На протяжении всех 23 лет в составе Украины Севастополь оставался флагманом борьбы с русофобской политикой, все эти годы севастопольцы, правозащитники-общественники принципиально и последовательно отстаивали Русский мир.
С переходом в российское правовое поле мы должны были решать уже другие вопросы, вызванные особенностями юридической базы другой страны.
Первостепенная задача, которая была четко обозначена и в решении которой возникло немало трудностей, – реализация гражданами права на получение российского гражданства. В этой сфере по причине отсутствия хорошо отработанного правового механизма возникло немало проблем, которые необходимо было оперативно решать.
Так, например, в результате конструктивного взаимодействия Аппарата с представителями органов госвласти была достигнута положительная динамика в вопросе признания жителей Севастополя, не имевших регистрации по месту проживания на территории города на день принятия в РФ Республики Крым, но факт постоянного проживания которых здесь по состоянию на 18 марта 2014 года был установлен решением суда в пользу жителей Севастополя. По инициативе омбудсмена была выработана единая согласованная позиция, занятая по данному вопросу Законодательным собранием и Правительством Севастополя.
– Наверняка к вам обращались за помощью в решении и других вопросов…
– Конечно. В том числе касающихся медицинского и пенсионного обеспечения, защиты социальных и имущественных прав, прав на получение жилья, в первую очередь ветеранами, и многих других вопросов. В первый год работы Аппарата нам поступило почти две тысячи обращений. Иными словами, работы хватало, и мы были настроены на максимальный результат.
Не нужно забывать и о том, что в 2014 году в Севастополь прибыли тысячи беженцев из Донбасса, тоже нуждавшиеся во всесторонней помощи. В тот период мне довелось работать в штабе по приему беженцев, который помогал людям с жильем, вещевым и продовольственным обеспечением, трудоустройством.
Работа Аппарата по поддержке жителей Донбасса актуальна и в настоящее время. Уже третий год мы принимаем участие в организации летнего отдыха оставшихся сиротами детей военнослужащих ЛДНР. Также сейчас решается вопрос возможности их поступления и обучения в кадетских корпусах и военных училищах. С этой целью Севастополь недавно посетила уполномоченный по правам детей ДНР. Актуальной остается и адресная гуманитарная помощь жителям Донбасса, в организации которой, нужно отметить, принимают участие представители бизнеса, за что мы им очень благодарны.
– Павел Юрьевич, Аппарату в этом году исполнилось пять лет — первый юбилей. С какими показателями его отметили?
– За период с 2015-го по 2020 год к нам обратились почти 16 тысяч граждан, и эффективность рассмотрения обращений демонстрирует тенденцию к позитивному росту. Если, например, в 2016 году положительный результат при рассмотрении обращений составлял 18%, то по состоянию на ноябрь 2020-го – уже 39,3% от общего числа поступивших обращений.
Эти позитивные изменения нельзя не связать с кадровыми изменениями в Правительстве Севастополя и деятельностью сначала временно исполняющего обязанности, а ныне – губернатора Севастополя Михаила Владимировича Развожаева, который приложил максимум усилий для улучшения качества работы органов государственной власти и профильных организаций.
И не случайно уровень доверия граждан к институту омбудсмена по-прежнему высок, это подтверждают поступающие в наш адрес благодарности, в том числе от Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации Татьяны Николаевны Москальковой, депутатов Государственной Думы, севастопольцев, общественных организаций.
– Помните ли своего первого заявителя?
– Конечно. Это был мужчина, оказавшийся в трудной жизненной ситуации, без жилья и еды. Вернее, в ноябре, когда погода была почти зимней, он жил в пещере. Не алкоголик, который потерял квартиру по причине вредного пристрастия — православный человек. Мы поговорили, и я предложил ему проживание и работу в одном из монастырей, где были готовы мужчину принять. Он с радостью согласился.
В монастыре ему выделили комнату, устроили истопником. Работал ответственно, вел достойный образ жизни. В это время мы занимались оформлением документов – паспорта гражданина России и других. Через какое-то время наш заявитель женился, живут с супругой счастливо и по сей день. А ведь мог бы просто умереть…
К слову, историй, когда люди попадают в трудную жизненную ситуацию, немало. Никто из нас не знает, каким будет завтрашний день. И в сложных случаях очень важно, чтобы рядом оказался человек неравнодушный, добросердный, готовый помочь и помогающий.
Еще один случай, о котором не могу не рассказать. Нам и севастопольскому каналу НТС поступила информация о том, что в Казачьей бухте среди гаражей, рядом с мусорными контейнерами живет мужчина. Местные жители приносили ему пищу и воду, какую-то одежду. Я поехал туда и увидел потерянного, дрожащего от холода человека. Посадил его в машину, пока ехали, позвонил в департамент здравоохранения, договорился, чтобы его приняли на медобследование и лечение в городской больнице.
Канал НТС снял об этой истории репортаж, который телезрители увидели на Рождество, 7 января. Настоящее рождественское чудо, что репортаж увидела его дочь в далеком Калининграде. Увидела своего отца спустя 45 лет. Дело в том, что он бросил семью, когда дочке было всего пять лет. Когда она выросла, начала искать отца. Увидев его по телевизору, позвонила мне и попросила предоставить возможность поговорить с ним по телефону.
Со своей взрослой дочерью отец разговаривал из больничной палаты, с обеих сторон было много искренних эмоций, слез. Спустя несколько дней родственники встретились, семья воссоединилась. Отрадно, что это еще одна история со счастливым концом.
– Вопрос, который не может игнорировать в первую очередь Аппарат уполномоченного по правам человека. «В Крыму нарушаются права человека!», – кричат Украина и коллективный Запад. Как реагировать на этот фейк, и важна ли им реакция с вашей стороны? Ведь все равно продолжат твердить заученные, не имеющие ничего общего с реальностью русофобские тезисы.
– Да, эту пропагандистскую стену пробить очень сложно. Не так давно я принимал участие в международной конференции, которая прошла под руководством Татьяны Николаевны Москальковой и на которой присутствовали правозащитники из разных стран Европы. В своем докладе «Защита прав граждан Крыма и Севастополя» я отметил, что права крымчан и севастопольцев, а их более трех миллионов человек, нарушаются не кем иным, как Украиной.
Это и устроенная ею транспортная блокада полуострова, и энергетическая, и водная. Но на это почему-то «борцы за справедливость» внимания не обращают. От мнимых правозащитников — а некоторые из них, кстати, посещали со своими миссиями Севастополь и разные города полуострова — часто можно слышать, что нарушаются, в частности, права крымских татар.
Но невозможно, например, не заметить, что именно в Крыму строится самая большая мечеть в Европе. И строится не на турецкие или арабские деньги, а на деньги российских налогоплательщиков. Однако это умудряются не замечать. Как и тот факт, что телеканал, вещающий на крымско-татарском языке, также был открыт и развивается благодаря российским, и немалым, финансовым вливаниям.
Следующий красноречивый факт на тему прав человека. Одна из важных проблем, которая проявилась в Севастополе после 2014 года и находилась в сфере особенного внимания Уполномоченного по правам человека РФ и регионального омбудсмена, – проблема получения жилья бывшими военнослужащими вооруженных сил Украины и членами их семей.
Еще до вхождения нашего города в состав России эти люди были брошены украинским командованием на произвол судьбы, поскольку не имели возможности получить жилье после увольнения в запас. Ситуация осложнялась еще и тем, что они были зарегистрированы в военных частях минобороны Украины, которые были упразднены после принятия Севастополя в Российскую Федерацию.
На эту проблему внимание президента России и федеральных органов обратила внимание Уполномоченный по правам человека в РФ Татьяна Москалькова. По поручению Владимира Владимировича, в ноябре 2017 года в Севастополь прибыла специальная комиссия во главе с федеральным омбудсменом. Специалисты внимательно изучили ситуацию, сложившуюся в сфере реализации бывшими военнослужащими ВСУ и членами их семей права на получение жилья, а это ни много ни мало 200 семей.
И в результате был принят способствующий решению проблемы Указ Президента Российской Федерации от 22 марта 2018 года «Об обеспечении жилыми помещениями отдельных категорий граждан Российской Федерации, проживающих на территориях Республики Крым и г. Севастополя». Это принятое нашим президентом решение стало, без преувеличения, беспрецедентным в мировой практике. На этот факт европейские правозащитники обращать внимание тоже не желают.
– Не секрет, что после исторического референдума 2014 года практически все жители Крыма и Севастополя, по версии украинских националистов, и политическая верхушка в этом смысле не исключение, – «предатели и преступники». За сотнями, да что там – за тысячами крымчан и севастопольцев спецслужбы незалежной ведут настоящую охоту, дабы «привлечь к ответственности». У многих из нас на Украине родственники, не видеться годами очень тяжело. Мы знаем, что бывали случаи задержания на территории Украины наших граждан — как их выручали?
– Все верно, украинскими спецслужбами, экстремистским сайтом «Миротворец» ведутся многотысячные списки с персональными данными севастопольцев и крымчан, которые должны, как говорится, «ответить за свой выбор». В этом списке — в том числе участники самообороны, а также работающие с 2014 года госслужащие, вступившие в российское гражданство бывшие украинские военнослужащие. Поездка на Украину для них в прямом смысле слова жизненно опасна, поскольку, как только они пересекают границу, их сразу же задерживают, затем – «справедливый» суд и тюрьма.
К сожалению, случаев таких немало. Так, например, в переходный период был задержан один из наших депутатов, который поехал на Украину навестить своих родственников. Его задержали, осудили на большой срок, так сказать, за измену родине. Три года человек с больным сердцем провел в жутких условиях украинской тюрьмы. Слава Богу, его удалось вернуть домой в рамках программы обмена удерживаемыми лицами.
Произвольные недружественные задержания наших сограждан властями соседнего государства – одна из наиболее острых проблем в работе Уполномоченного. Чаще всего их освобождение – трудный и долгий процесс, в котором исключительно важную роль играет институт Уполномоченного по правам человека в РФ, федеральные органы госвласти.
Отмечу, что каждое заявление родственников гражданина, оказавшегося в украинском плену, региональным Уполномоченным рассматривается в приоритетном порядке. Поступившая информация незамедлительно доводится до УПЧ РФ, МИДа Российской Федерации и его представителей в Симферополе.
К слову, в связи с участившимися случаями задержания выехавших на территорию Украины наших сограждан, а также учитывая тот факт, что бывшие украинские военнослужащие, принятые на службу в российские Вооруженные Силы, находятся в особой группе риска, мы подготовили памятку «Предупрежден – значит вооружен» с информацией о возможных негативных последствиях выезда за пределы России. Памятка была одобрена командованием Черноморского флота и распространяется среди военнослужащих.
– Павел Юрьевич, граждане обращаются к вам с самыми разными, нередко очень непростыми вопросами. Каков механизм их решения?
– Подход к решению конкретной проблемы в каждом случае, как правило, индивидуален. Одно могу сказать: используются все возможные инструменты. Безусловно, важным условием результативной работы института омбудсмена в нашем городе является всестороннее и качественное взаимодействие с губернатором Севастополя Михаилом Развожаевым, Уполномоченным по правам человека в РФ Татьяной Москальковой, региональными Уполномоченными, органами госвласти, профильными учреждениями и общественными организациями.
Конструктивное взаимодействие сложилось с депутатами Законодательного собрания, членом Совета Федерации Федерального Собрания РФ Екатериной Алтабаевой, командующим Черноморским флотом Игорем Осиповым, федеральными органами (прокуратурой города Севастополя, судами, Главным следственным управлением СК России по Республике Крым и городу Севастополю, Пограничным управлением ФСБ РФ по Республике Крым и т.д. – прим. авт.).
Важный вклад в решение различных вопросов, конечно же, оказывают органы государственной власти и профильные учреждения Севастополя, за что мы всем безмерно благодарны.
– Совсем скоро Новый год. Ваши пожелания соотечественникам…
– 2020-й для нас оказался очень тяжелым, поэтому хочу пожелать прежде всего здоровья каждому, вашим родным и близким. Но самое главное – всегда руководствоваться в жизни золотым правилом нравственности: относитесь к людям так, как хотите, чтобы относились к вам. Это основной принцип, который даст возможность не нарушать права человека.
С наступающим Новым годом!"