В течение 2018 года в адрес УПЧ в городе Севастополе поступали многочисленные письменные и устные обращения граждан, которые пострадали от недобросовестных действий сотрудников коммерческих структур при замене приборов учета электроэнергии, газа и воды.
Мошенники приходят днем, чтобы избежать встречи с детьми или внуками пенсионеров, и убеждают хозяев заменить приборы учета, пугая штрафными санкциями. Вводят людей в заблуждение, утверждая, что действуют от имени ресурсоснабжающей организации, и их вмешательство во внутридомовые сети является законным. Получив таким образом согласие абонента, представители коммерческих структур срывают защитные пломбы, годный к эксплуатации счетчик меняют на новый. В результате в отношении абонента ресурсоснабжающей организацией составляется акт о несанкционированном вмешательстве в прибор учета, при этом насчитывается задолженность, которая возникла в результате перерасчета стоимости потребленных услуг.
До настоящего времени ситуация в данном вопросе продолжает сохранять актуальность и вызывает высокий общественный резонанс. Проблема защиты людей от действий мошенников неоднократно обсуждалась в ходе семинаров и рабочих встреч с участием УПЧ и представителей профильных организаций, а также была вынесена на повестку очередного заседания Общественного экспертного совета при УПЧ, которое состоялось 23 ноября 2018 года.
По итогам обсуждения члены Совета пришли к единому мнению, что для противодействия недобросовестным действиям коммерческих организаций при замене приборов учета необходимо усилить мероприятия по распространению информации с практическими рекомендациями по защите от действий мошенников при замене приборов учета.
В связи с вышеизложенным, УПЧ обратился в адрес Губернатора города Севастополя с просьбой оказать содействие в распространении вышеуказанной информации и поручить профильным организациям и Департаментам Правительства Севастополя осуществить необходимые мероприятия по разработке и размещению в городе Севастополе социальной рекламы об алгоритме защиты от действий мошенников при замене приборов учета.
6 февраля 2019 года на данное обращение получен ответ Департамента общественных коммуникаций города Севастополя. Согласно предоставленной информации, в настоящее время в адрес ресурсоснабжающих организаций города Севастополя (ПАО «Севастопольгаз», ГУПС «Водоканал», ООО «Севэнергосбыт») направлены письма с просьбой оказать содействие в разработке рекомендаций (памяток) по защите от действий мошенников при замене прибора учета для дальнейшего распространения среди населения.
В рекомендациях будет указана следующая информация:
- Кто уполномочен осуществлять замену (проверку) приборов учета;
- Процедура и сроки поверки и установки приборов учета;
- Документы и внешний вид сотрудников уполномоченных организаций.
После получения указанных материалов Департамент организует широкое освещение рекомендаций в региональных СМИ. Данная информация также будет размещена на официальном сайте Правительства Севастополя и в социальных сетях.