Проблемы и беды, которые, к сожалению, проявляются в жизни людей, разнообразны. Некоторые ситуации попавшим в них кажутся совершенно безвыходными. Отчаявшись, люди приходят на прием к Уполномоченному по правам человека в городе Севастополе Павлу Буцаю и сотрудникам аппарата, в надежде получить поддержку и помощь.
Очередной прием граждан не стал исключением. 24 сентября 2019 года в адрес УПЧ поступили многочисленные обращения граждан, в которых проявились разнообразные проблемы и болевые точки современного общества.
Они – своего рода зеркало, точный барометр, отражающий текущее состояние дел в различных отраслях жизни.
При этом результаты приема позволяют говорить о некоторых общих тенденциях. Как и в предыдущих случаях, немало людей, обратившихся к УПЧ со своими проблемами, часто не могут сформулировать, какие их права и кем были нарушены, в чем состоит их беда.
Некоторые заявители обращались за помощью ранее, некоторые – пришли впервые.
Выделим отдельные наиболее показательные случаи.
Так, пожилая женщина М. ранее обращалась к УПЧ с заявлением по вопросу бездействия правоохранительных органов. Сын заявительницы состоит на учете в психиатрической больнице по причине алкоголизма, ведет асоциальный образ жизни. С недавних пор в адрес гр. М. на протяжении длительного периода времени по телефону стали поступать угрозы и оскорбления с требованиями произвести оплату задолженности по обязательствам сына. Незадолго до обращения в адрес Уполномоченного заявитель обнаружила у сына залоговый билет, на основании которого микрофинансовая организация летом 2019 года выдала ее сыну займ в сумме 582,24 рублей под 149,65% годовых. При этом заявитель предполагает, что данное соглашение не является единственным, так как ее сын дважды терял паспорт, в связи с чем, кредит мог быть оформлен без его ведома, на основании утерянных документов. На данное обстоятельство, по мнению заявителя, указывает то, что телефонные звонки от неустановленных лиц стали поступать в ее адрес до лета 2019 года.
Гр. М. неоднократно обращалась в территориальный орган полиции с просьбой провести расследование вышеуказанных обстоятельств и оградить ее от преступных посягательств, однако до настоящего времени этот вопрос не был решен положительно.
В ходе текущего приема гр. М. сообщила новую информацию. Звонки коллекторов в ее адрес продолжаются, при этом сын продолжает вести асоциальный образ жизни, и был недавно избит.
Принимавший пожилую женщину помощник УПЧ Дмитрий Соколов сообщил ей актуальную информацию о мерах, принятых в рамках ее предыдущего обращения, а также разъяснил алгоритм действий относительно обращения в правоохранительные органы по факту избиения ее сына. Также было предложено подробно изложить обстоятельства происшествия, написав обращение Уполномоченному. Ситуация, изложенная заявительницей в ходе предыдущих приемов, продолжает оставаться на личном контроле омбудсмена.
Приходя на прием, многие граждане часто не знают об определенных законом механизмах защиты их прав, и не использовали их. Это касается не только жителей города Севастополя, но и жителей иных субъектов Российской Федерации. Показательна ситуация, в которой оказалась гр. Ч. Оформив кредит в московском банке, некоторое время назад женщина обнаружила, что из-за ненадлежащего исполнения обязательств счет, на который ей начислялось детское пособие, был заблокирован отделом Федеральной службы судебных приставов по месту жительства. При этом в ходе общения выяснилось, что женщина совершенно не знает об алгоритме действий в такой ситуации, а также о местонахождении ФССП в ее городе.
Сотрудник аппарата Дарья Шмакова помогла заявительнице, представив ей нужную контактную информацию и разъяснив права должника, определенные Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Проведенный прием отмечен и положительными решениями. Так, гр. Н., которая в течение долгого времени обращалась к УПЧ по вопросу реализации ее прав как наследницы, получила разъяснения ЗАГС города Севастополя относительно порядка исправления ошибки в документе об акте гражданского состояния, представленные по запросу Уполномоченного. Эта проблема в течение долгого времени служила препятствием для вступления в наследство. Взяв на вооружение предложенный алгоритм действий, заявитель сможет разрешить эту проблему.
Довольная оказанной помощью, гр. Н. выразила УПЧ благодарность.
Благодарность за помощь выразила и другая посетительница, гр. К. Ранее она обращалась в адрес Уполномоченного с просьбой оказать содействие ее сыну в получении паспорта. Благодаря оказанной помощи эта проблема была успешно разрешена. Кроме того, содействие УПЧ способствовало получению ей пособия на новорожденного ребенка.
К сожалению, не все вопросы могут быть разрешены столь скоро. Результаты приема свидетельствуют: беспокоящие граждан проблемы сложны, и зачастую требуют индивидуального решения. Так, гр. Б. имеет на иждивении совершеннолетнего сына, требующего лечения в специализированном психоневрологическом учреждении. Гр. Г. оказалась в сложной ситуации ввиду неправильно определенного трудового стажа при начислении пенсии. По мнению заявителя, территориальными органами Пенсионного Фонда Российской Федерации в городе Севастополе не был учтен ее стаж предпринимательской деятельности продолжительностью 24 лет.
Актуальными остаются вопросы приобретения регистрации в городе Севастополе, а также защиты прав собственности.
Все обращения, поступившие в ходе приема, взяты в работу. В пределах компетенции УПЧ и сотрудники аппарата примут все необходимые меры для разрешения сложных жизненных ситуаций, в которых оказались заявители и их близкие.