30 октября 2019 года в помещении автономной некоммерческой организации «Севастопольский дом ветеранов» (ул. Ленина, д.43) состоялся прием пожилых людей, осуществляемый силами аппарата Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе совместно с представителями Севастопольского регионального отделения Фонда социального страхования Российской Федерации, Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя и подведомственных учреждений, Департамента городского хозяйства города Севастополя, Отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по городу Севастополю.
Как и предыдущие, мероприятие проводилось в рамках реализации социально-просветительского проекта «Правовой марафон для пенсионеров». Осуществленный прием является итоговым, но вовсе не прекращающим сотрудничество с органами государственной власти и профильными организациями в области защиты прав человека.
Пожилые люди – одна из наиболее уязвимых категорий граждан. Они нуждаются не только в элементарном человеческом участии, помощи и поддержке, но и в получении нужных правовых знаний. Переход в российское правовое поле – явление исключительно сложное даже для молодых людей. Что же говорить о старшем поколении?
Прожив десятки лет в советской, а затем в украинской правовой системе, люди очень тяжело адаптируются к новым условиям. Каждая сфера жизнедеятельности, все бытовые вопросы предполагают знание основ и особенностей повседневной действительности.
Далеко не всегда пожилые люди способны понять особенности пенсионного обеспечения, специфику получения социальных льгот, оказания материальной помощи, оплаты жилищно-коммунальных услуг. На протяжении всего Правового марафона эти вопросы оставались одними из наиболее значимых. При этом несомненную пальму первенства держат проблемы, затрагивающие область пенсионного обеспечения.
Именно с ними обратилось наибольшее число заявителей. Десятки людей беспокоили вопросы правильности определения размера пенсии. Даже если в ходе проверки выяснялось, что расчет произведен правильно, а сумма ежемесячных выплат у некоторых пожилых граждан даже выше общероссийского уровня (так называемый «сохраненный размер») – с этим не всегда соглашались. Причина: достаточно высокий уровень цен и общее подорожание жизни. Что, безусловно, накладывает свой отпечаток и заставляет сомневаться в точности начисления.
В ходе приема вновь поступили обращения граждан, пострадавших от недобросовестных действий коммерческих организаций. Так, гр. А. стал жертвой недобросовестных действий Кредитного потребительского кооператива «Финансовая группа «Сберегательный Союз», в который вступил в надежде улучшить собственное материальное положение. Соблазнившись высокими процентными ставками по вкладам, пострадавший передал организации крупную сумму денег. Итог: финансовая организация вскоре закрылась, ее представители перестали выходить на связь.
Помощник УПЧ Дмитрий Соколов разъяснил заявителю алгоритм действий в данной ситуации, посоветовав обратиться в правоохранительные органы. Приведенный случай не является единичным. Так, другой заявитель передал личные сбережения сразу двум кредитным кооперативам – и с тем же плачевным результатом.
К сожалению, обращения граждан, пострадавших от действий недобросовестных финансовых организаций, поступающие в адрес севастопольского омбудсмена, не являются редкими. Они свидетельствуют о необходимости усиления работы в области правового просвещения для профилактики данного вида мошенничества. Также необходимы качественные изменения в области предоставления финансовых услуг.
В рамках поступивших обращений направлены запросы в адрес органов государственной власти, профильных организаций и учреждений города Севастополя.