Уполномоченный по правам человека в городе Севастополе Павел Буцай и сотрудники аппарата продолжают информировать жителей и гостей города о способах и видах мошенничества, а также способах противодействия этому виду преступности.
Приходится констатировать: ситуация в данном вопросе во многом остается безрадостной. Недобросовестные коммерческие организации и частные лица изобретают все новые способы обмана людей. Об одном из видов мошенничества, который проявился в городе Севастополе, стало известно в ходе совместного приема граждан, который проводился 16 октября 2019 года в рамках социально-просветительского проекта «Правовой марафон для пенсионеров» в помещении автономной некоммерческой организации «Севастопольский дом ветеранов» (ул. Ленина, д.43).
Используя доверчивость пожилых людей и зная о том, что многие из них имеют вопросы относительно правильности определения размера пенсии, мошенники представляются сотрудниками Пенсионного фонда.
Самый распространенный сценарий мошенничества: в дверь звонят незнакомые люди, представляются сотрудниками Пенсионного фонда и предлагают подписать договор о переводе пенсионных сбережений в негосударственный пенсионный фонд. Все это сопровождается словами о важности перевода, преимуществе НПФ (в том числе, в вопросе увеличения размера пенсии) и срочности подписания документов. В итоге обманутый гражданин добровольно подписывает документы, на основании которых его деньги просто уходят в сомнительную контору.
Другой распространенный способ обмана: представившись работниками ПФ, под предлогом проверки документов мошенники записывают персональные данные и позже пишут заявление о переводе средств от имени обманутого ими лица. Также преступники используют другую легенду: якобы пенсионеру срочно нужно перезаключить договор с ПФР.
Аферисты не всегда приходят домой. Часто они сторожат своих жертв в супермаркетах, кафе и просто на улице. Иногда документы о переводе денег в НПФ могут подсунуть при оформлении займа в микрофинансовой организации.
Знать эту информацию важно, чтобы быть защищенным. Кроме того, на вооружение следует взять несколько правил. Правила эти просты.
—остерегайтесь открывать двери незнакомым людям;
—если они представились сотрудниками ПФР или иных социальных (коммунальных) служб, попросите посетителей предъявить документы. Более того, даже после предъявления документов не спешите открывать незнакомцам двери. Нелишним будет позвать соседей, позвонить в соответствующие учреждения и поинтересоваться, направляли ли они своих сотрудников и как их фамилии, либо сообщить по телефонам 102, 112 о пришедших посетителях.
Нелишним будет сразу позвонить в отделение ПФР и спросить, отправляли ли они к Вам своих сотрудников. Сотрудники Пенсионного фонда сегодня вовсе не ходят по домам – нет у них такой практики.
—если же вы открыли дверь, не впускайте незнакомцев в квартиру, разговаривайте с ними на пороге;
—если человек настойчиво просится в квартиру (дом), позовите соседей и попросите их присоединиться к вам;
—позвоните родным и сообщите о непрошеном госте;
—не следует отдавать документы (паспорт, пенсионное, ветеранское удостоверения и т.д.);
Не верьте рассказам о чрезмерно высокой доходности НПФ.
Запомните, что средняя доходность негосударственного пенсионного фонда колеблется в районе 7-10% годовых. Не верьте обещаниям 30-50% годовых, такого просто не бывает.
Если все же вы или ваши близкие стали жертвами мошенников, незамедлительно позвоните по телефону 102 или 112.
В настоящее время работниками территориального органа ПФР в городе Севастополе совместно с УМВД России по городу Севастополю разработана информационная памятка, которую считаем необходимым довести до сведения жителей города.
Экземпляры этой памятки в настоящее время доступны в отделениях ПФР в городе Севастополе.