Проблема мошенничества для города Севастополя сохраняет актуальность и остроту. Формы и способы обмана доверчивых граждан весьма разнообразны. Обращения жителей города, пострадавших от действий преступников, в адрес Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе поступали в течение всего периода деятельности. Ситуация остается непростой и в настоящее время.
В этой связи особенно важно обратить внимание на новые виды мошенничества, и способы противодействия им. В рамках правового просвещения считаем необходимым довести до жителей города Севастополя информацию, опубликованную на официальном сайте городской Прокуратуры – о получившем широкое распространение в последнее время способах обмана людей и мерах безопасности, следуя которым, Вы сохраните свои сбережения.
Ежегодно количество случаев хищений неустановленными лицами денежных средств у граждан с принадлежащих им счетов и банковских карт увеличивается.
Зафиксирован ряд наиболее распространенных способов того, как это происходит.
- Смс-сообщения, которые присылаются якобы от банка, например, о блокировке карты с указанием номера телефона, куда нужно перезвонить для ее разблокирования. При звонке мошенники предлагают через банкомат произвести какие-либо действия с картой. В таких смс, если присмотреться, указан другой отправитель, т.е. немного изменен номер или название банка. Посредством СМС могут, также, присылать активные «ссылки», перейдя по которым можно лишиться своих денег. Если получено такое смс-сообщение, необходимо обратиться в ближайший офис банка или позвонить по номеру телефона, указанному на банковской карте.
- Перевод на карту от неизвестного лица. На банковскую карту поступают деньги, затем следует телефонный звонок от мошенника, который просит вернуть, якобы перечисленные по ошибке деньги, но уже на другую карту. В этом случае мошенник пытается обналичить крупную сумму, сбрасывая ее небольшими частями на разные счета. Если вернуть деньги, на указанную мошенником карту, банк может заблокировать ваш счёт по подозрению в мошеннических операциях, поскольку гражданин становится звеном в цепочке по «обналичиванию» денег. Иногда, возвращая якобы направленные по ошибке деньги на карту, указанную мошенником, гражданин оплачивает сделку купли-продажи мошенника в Интернет-магазине или вносит предоплату по такой сделке, после чего с его карты частями может списываться оставшаяся недостающая сумма стоимости товара.
Полученные таким способом деньги следует вернуть в банк и обратиться в полицию.
- Смс-сообщение о выигрыше денег или призов с указанием на ожидание вашего ответа или перехода по активной «ссылке». В этом случае злоумышленники «взламывают» защиту банковских карт и счетов.
- Мошенничество при оплате онлайн-товаров. В интернет-магазинах товары и услуги, как правило, оплачиваются посредством электронных средств платежа. Защиту у карты или счета в момент оплаты легко «взломать». Также часто мошенники создают лже-сайты, сайты-зеркала известных интернет-магазинов, предлагают продажу товаров по предоплате, которую не возвращают, при этом никакой товар, покупателю не отправляется. Впоследствии мошенниками могут быть использованы персональные данные гражданина (ФИО держателя карты, срок действия, трехзначный код с оборота), которые вводились при оплате картой.
Чтобы не стать жертвой мошенников, необходимо пользоваться услугами проверенных онлайн-магазинов, а также никому не сообщать пин-код, особенно если на странице оплаты просят его ввести.
- Получение кредита посредством онлайн-приложения банка. Мошенник звонит и сообщает, что неизвестное лицо пытается оформить на ваше имя кредит, однако этого можно избежать, если вы сами оформите этот кредит, а полученные денежные средства переведете на другие счета по номерам мобильных телефонов. При этом, звонивший убеждает, что денежные средства немедленно возвращаются на ваш счет. Однако, в действительности, денежные средства похищаются.
Необходимо знать, что кредит в банке можно оформить, подав заявку через онлайн-приложение, лишь имея доступ к личному кабинету. Пока злоумышленнику не известны необходимые для этого пароль, логин, и временный пароль, счет гражданина находится в безопасности.
Не следует сообщать номер телефона, привязанный к личному кабинету интернет-банка или карте, сомнительным или незнакомым лицам, а также указывать при написании заявлений на кредит в иных кредитных организациях, при составлении объявлений на Интернет-сайтах, например, «Авито», «Юла» и др., при регистрации в качестве нового покупателя на сайтах в сети Интернет. Лучше указать другой номер, посредством которого невозможно получить доступ к банковскому счету.
При поступлении телефонного звонка из банка, его можно записать, а в ходе общения с сотрудником выяснить, в каком отделении тот работает, его должность и ФИО. Мошенник, вероятнее всего, после расспросов, сбросит звонок. Если нет, то начнёт путаться в мелочах, что позволит понять, что вас обманывают.
Нельзя звонить по указанным в смс-сообщении номерам и писать смс в ответ. Безопаснее посетить отделение банка лично.
Если злоумышленникам удалось похитить денежные средства с банковской карты или счета, необходимо обратиться в полицию. Это можно сделать лично, позвонив по телефону или написав заявление. В качестве доказательства следует приобщить к заявлению копию выписки по счету, полученную самостоятельно в банке или в личном кабинете, где будет видно движение денежных средств по счету. Также, если хищение денежных средств произошло с использованием телефонной связи, можно предоставить записи разговоров с мошенниками, детализацию телефонных звонков и смс-сообщений. Все это поможет сотрудникам полиции в установлении лиц, совершивших преступление.
https://epp.genproc.gov.ru/web/proc_92/activity/legal-education/explain?item=59954650