01 октября 2019

1 октября 2019 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в городе Севастополе проведен очередной прием граждан. Его особенностью стало большее, чем в предыдущий период, количество обращений лиц преклонного возраста. Таким образом, реализована одна из основных задач института омбудсмена в День пожилого человека: оказание содействия и помощи данной категории граждан.

К сожалению, результаты приема показывают, что жителей города Севастополя продолжает беспокоить широкий спектр проблем, требующих решения. Также сохраняется необходимость в правовом просвещении по актуальным вопросам, затрагивающим разные стороны жизни.

Приходя на прием, люди зачастую не могут сформулировать, в чем именно нарушены их права, и просто спешат поделиться своими бедами, выговориться. Весьма многочисленны случаи, когда заявитель спешит на прием, толком не разобравшись в сложившейся ситуации и не обратившись в профильные учреждения. Эта проблема особенно распространена в вопросах постановки на учет в качестве нуждающихся в жилых помещениях, получения льгот и социальных гарантий.

Еще одной проблемой является то, что, получив по запросу УПЧ разъяснения профильной организации о возможных правовых механизмах решения возникшей проблемы, заявитель не может принять эти доводы. Так, гр. П., ранее обращался в адрес УПЧ в связи с тем, что, по его мнению, территориальным органом Пенсионного Фонда Российской Федерации не был учтен период работы с 2011 по 2016 год, что, в свою очередь, отрицательно сказалось на определении размера пенсии. При этом заявитель не может подтвердить свои доводы. Понадобилось немало времени, прежде чем пришедший на прием понял содержание ответа ПФ, представленного по запросу Уполномоченного, а также разъяснений относительно возможных путей разрешения данной проблемы.

Это не единственный пример. Так, гр. С. выразила несогласие с размером начисляемой пенсии, а также необходимостью внесения средств по оплате взносов на капитальный ремонт, в связи с чем, считает необходимым внести изменения в действующее законодательство. При этом заявитель затрудняется сформулировать, какие именно нормативно-правовые акты нуждаются в изменениях и чем несовершенны действующее законодательство. В отдельных случаях заявители пребывают в уверенности, что принятые после распада СССР в бывших его республиках законы о приватизации жилищного фонда являются идентичными, и в этой связи нет разницы, законодательством какой из республик следует оперировать при возникновении спорных ситуаций.

Приведенные примеры свидетельствуют, сколь необходима работа в области правового просвещения, и сколь серьезными могут быть заблуждения, которые возникают в связи с элементарным незнанием основ действующего законодательства.

УПЧ Павел Буцай и сотрудники аппарата делают все возможное, чтобы заявители получили нужные разъяснения. Так, гр. С. является жительницей блокадного Ленинграда, и ее интересовал вопрос, связанный с получением пенсии. Помощник УПЧ Дмитрий Соколов предоставил необходимую информацию, отраженную в Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 166-ФЗ «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации», а также контакты территориального органа ПФ РФ в городе Севастополе.

В сложном положении заявители оказываются не только в силу неосведомленности о собственных правах и обязанностях. Следует отметить проблемы комплексного характера, связанные с плохим состоянием коммуникаций газо- и водоснабжения, а также их отсутствием. Показательно обращение гр. Н. от имени жителей микрорайона Грушевка. В течение многих лет его жители страдают из-за отсутствия канализации, централизованной системы водоснабжения, газа, освещения, а также ненадлежащего состояния дорог.

Актуальными остаются проблемы, связанные с неправомерными, по мнению заявителей, действиями сотрудников правоохранительных органов, получением гражданства.

В ходе приема также поступило обращение гр. Ц., с просьбой отложить проведение исполнительных действий и применение мер принудительного исполнения. В отношении заявительницы, которая является многодетной матерью-одиночкой, возбуждено исполнительное производство на основании решения суда.  Заявитель и ее несовершеннолетние дети на регистрационном учете по месту жительства нигде не состоят, жилых помещений на праве собственности или на праве пользования не имеют, возможность приобретения или заключения договора социального найма жилого помещения в условиях сложившейся ценовой ситуации на рынке жилья в городе Севастополе у них отсутствует.

В 2018 году гр. Ц. приобрела земельный участок и находящийся на нем садовый дом на возмездной основе, однако, документально данная сделка удостоверена не была.  В подтверждение указанного обстоятельства продавец составила заявление о выходе из членов садового товарищества, на территории которого расположен объект недвижимости, однако, данное заявление в адрес председателя товарищества по неизвестным обстоятельствам не поступило. По данному факту в 2018 году гр. Ц. неоднократно обращалась в полицию с заявлениями об установлении факта мошенничества, однако не получила ответа. Дом, в котором проживает заявительница и ее дети, является их единственным жильем.

Обращение принято УПЧ к рассмотрению. Учитывая серьезность проблемы, в адрес службы судебных приставов направлено ходатайство с просьбой отложить проведение исполнительных действий. В части, касающейся предполагаемых мошеннических действий в отношении заявителя, направлено обращение в адрес руководства УМВД России по городу Севастополю.

Таким образом, приемы граждан в аппарате УПЧ продолжают оставаться индикатором актуальных проблем, которые проявляются в жизни нашего города.

Обратиться к Уполномоченному по правам человека в городе Севастополе